Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Герой России - потомок грузинских князей
коты растут
kot_or_osl
Лётные лики
Тимур Автандилович АПАКИДЗЕ - Герой России, морской лётчик, генерал-майор авиации. Заслуженный военный лётчик Российской Федерации.
Родился 4 марта 1954-го в Тбилиси. Потомок грузинских князей.
В 1971-м окончил Ленинградское Нахимовское военно-морское училище, в 1975-м - Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков.


В 1975-м по окончании ЕВВАУЛ лейтенант Апакидзе направился на Балтийский флот в качестве лётчика отдельного гвардейского морского ШАП (на Су-17М).
К 1983-му - заместитель командира отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка.
В 1986-м окончил Военно-морскую академию и был назначен командиром Сотого (100-го) корабельного истребительного полка Центра корабельной авиации ВМФ (базовый аэродром - Саки), а позднее - и начальником Центра.

26 сентября 1991-го первым из российских морских лётчиков совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К, который сегодня известен как Су-33.
11 июля 1991-го из-за отказа системы дистанционного управления был потерян один из первых серийных Су-27К-Т-10К-8. Пилотировавший его Апакидзе катапультировался.

После распада Советского Союза сыграл ключевую роль в сохранении авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в составе Военно-Морского Флота России. В связи с тем, что украинская сторона могла предъявить на этот корабль претензии, 1 декабря 1991-го он был экстренно и тайно выведен из Севастополя и переведён на Северный флот. Вместе с ним на Север перевелись около восемнадцати лётчиков и сотня инженеров и техников из состава Сотого полка. По воспоминаниям лётчиков, «у Апакидзе была идея поднять полк и увести его в Россию целиком. Но когда по телевизору показали Кравчука, целующегося в Ялте с Ельциным, он понял, что не стоит подставлять людей и становиться заложником продажных политиков». При повторном принятии присяги на верность новому государству - Украине, Апакидзе отказался это сделать.
До июня 1992-го прослужил в должности начальника воздушно-огневой и тактической подготовки авиационного полка в г. Саки, после чего был переведён на Северный флот на военный аэродром Североморск-3 и назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки - старшим лётчиком смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС СФ.



Однако в те годы у российской армии не было средств на содержание палубной авиации, на проведение учебно-тренировочных полётов, на постройку новых машин, происходило сокращение личного состава. В тех условиях перед Апакидзе поставили задачу сажать самолёты на палубу, иначе авианосец должен был разделить участь недостроенных кораблей того же класса - пойти на металлолом.

Окончив в 2000-м Военную академию Генерального штаба, генерал-майор Апакидзе был назначен заместителем командующего авиацией Военно-Морского Флота России.
В общей сложности налетал более 3,5 тысячи часов на 13 типах самолётов. На счету Апакидзе 300 посадок на палубу крейсера в Чёрном, Средиземном морях, в Атлантике и на Севере. Входил в пятёрку пилотов, освоивших известную во всем мире «кобру Пугачёва» и «колокол».
Апакидзе не перестал летать даже тогда, когда стал заместителем командующего ВМА. Генерал Апакидзе гордился тем, что за время его службы на авианосце не погиб ни один пилот: «Я готов каждый метр его палубы целовать за то, что за столько лет он не забрал у нас ни одного лётчика... Теряем людей в основном на земле»... Пророк, оказался.


Одним из первых среди авиаторов-североморцев удостоен звания Героя Российской Федерации (17 августа 1995 года).





Погиб 17 июля 2001-го во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава авиации ВМФ под Псковом. Апакидзе, выполнив все фигуры высшего пилотажа, заходил на посадку, когда его самолёт, находившийся в нескольких километрах от ВПП, «повёл себя неустойчиво». После доклада об этом на пункт управления полётами, лётчику поступила команда катапультироваться. Однако, Апакидзе решил не катапультироваться и оставался в пилотской кабине до момента удара самолёта о землю и его взрыва, стремясь сохранить самолёт. Однако по мнению госкомиссии, Апакидзе погиб «вследствие психофизической перегрузки». Он отключил ограничители предельных углов атаки и перегрузки, чтобы выполнить сложные фигуры пилотажа. В результате во время одного из манёвров он испытал восьмикратную перегрузку и потерял контроль над машиной.

Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. На месте его гибели установлен памятный знак.
Награждён орденами "За личное мужество",  «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени; медалями.

  • 1
Вечного Неба...

Удивительный морской лётчик... был.

Да уж... к сожалению, уже только был

  • 1
?

Log in