Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
"Питаюсь только воздухом и бензином…"
коты растут
kot_or_osl
Лётные лики

Сергей Исаевич УТОЧКИН - один из первых русских авиаторов и лётчиков-испытателей; многосторонний и талантливый спортсмен - фехтовальщик, пловец, яхтсмен, боксёр, футболист, вело-, мото- и автогонщик начала XX века.
Велики заслуги Уточкина в популяризации авиации в России в 1910 - 1914-ые. Он совершил десятки демонстрационных полётов во многих городах Российской империи. Его полёты наблюдали будущие известные лётчики и авиаконструкторы: В.Я. Климов и С.В. Ильюшин (в Москве), Н.Н. Поликарпов (в Орле), А.А. Микулин и И.И. Сикорский (в Киеве), С.П. Королёв (в Нежине), П.О. Сухой (в Гомеле), П.Н. Нестеров (в Тбилиси) и другие. «Из многих виденных мною людей он самая яркая по оригинальности и по духу фигура», - написал о нём редактор «Одесских новостей» и писатель А.И. Куприн.
Родился 12 июля/30 июня 1876-го в Одессе. Отец принадлежал ко 2-й купеческой гильдии, был успешным строительным подрядчиком. Родители Сергея Уточкина рано умерли и он с двумя братьями воспитывался родственниками. Ещё в детстве испытал шок/испуг, в результате чего остался заикой навсегда. Обучался в Одесском коммерческом училище святого Павла, но в 15 лет оставил учёбу ради занятий спортом.

Сам Уточкин в автобиографическом очерке «Моя исповедь», опубликованном в 1913-м, писал, что успешно занимался 15 видами спорта. Не обладая исключительными природными данными, он добился успехов в спорте благодаря трудолюбию и силе воли. Уточкин становился чемпионом Одессы в соревнованиях по конькобежному спорту, теннису, фехтованию, гребле, плаванию, боксу и борьбе. Самостоятельно строит яхту и побеждает на ней в парусных регатах, и даже опускается на дно моря в водолазном костюме. Становится одним из первых русских футболистов, выступая за любительскую команду Одесского британского атлетического клуба. В то время футбол в России культивировался в основном среди иностранцев, но Уточкин ломает эту традицию и основывает в Одессе два футбольных клуба и избирается капитаном одного из них. Одним из первых в России освоил роликовые коньки. Занимался джиу-джитсу, прыгал с парашютом; в дальнейшем - стал велогонщиком, мотогонщиком и автогонщиком. Такой уникум не мог не стать авиатором!..

2 октября 1907-го в Одессе, после нескольких неудачных попыток, Сергей совершил самостоятельный полёт на приобретенном им воздушном шаре. Полёт происходил на высоте 1200 м. Затем в 1908-м он с товарищами совершил полёты в Египте. События в мире, связанные с авиацией, а также начавшиеся в 1909-м в России демонстрационные полёты иностранных лётчиков, вызвали в русском обществе неподдельный интерес к воздухоплаванию. В это время целый ряд русских пилотов, в том числе из Одессы, начали обучение за границей.

31 марта 1910-го Уточкин впервые поднялся в воздух на биплане Farman IV, принадлежавшем одесскому банкиру С. Ксидиасу. Уточкин впоследствии выкупил у него самолёт и использовал в своем турне по городам Российской империи.
Он стал вторым дипломированным лётчиком в истории воздухоплавания в России (первым был Михаил Ефимов, кстати, тоже из Одессы). Но если Ефимов учился летать во Франции в школе Фармана, то Уточкин сделал это самостоятельно и весной 1910-го сдал экзамены на звание пилота-авиатора в Одесском аэроклубе, затем подтвержденное Императорским всероссийским авиаклубом.
Уже в мае 1910-го Уточкин приступил к показательным полётам в Киеве, Москве, Харькове и Нижнем Новгороде.
В общей сложности Сергей Уточкин совершил в 1910 - 1912 годах около 150 полётов в 70 городах России и за её пределами.
Уточкин стал первым отечественным авиатором, поднявшим аэроплан в московское небо. Присутствующий при этом профессор Н.Е. Жуковский сказал, что у Уточкина помимо знания и умения есть необходимая для авиатора врожденная способность.
В знак признания залуг Сергея Уточкина в апреле 1910-го в Киеве его наградили Серебряной медалью Киевского общества воздухоплавания «За популяризацию воздухоплавания в России». Пик славы и популярности авиатора в России пришелся на лето 1910-го, когда он 3 июля в присутствии множества зрителей поднялся в воздух на "Фармане" с территории Фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной всероссийской выставки в Одессе и перелетел через Одесский залив. Этот был 100-й юбилейный полёт пионера отечественной авиации, который «Одесские новости» сравнили по важности с перелётом «Блерио через Ламанш».

Неоднократно аэропланы Уточкина терпели крушение во время полётов. Одна из самых тяжёлых аварий произошла возле Новгорода во время июльского перелёта 1911-го из Санкт-Петербурга в Москву, когда Сергей Исаевич получил помимо нескольких переломов ещё и сотрясение мозга. Тем не менее, через полтора месяца он снова вернулся в авиацию.
Свои полёты, каждый из которых грозил катастрофой в виду несовершенства летательных аппаратов того времени, авиатор охарактеризовал следующим образом:
"Я - Авиатор… Я летал над морем, над собором, над пирамидами. Четыре раза я разбивался насмерть. Остальные разы - «пустяки». Питаюсь только воздухом и бензином… В общем, я счастливейший из одесситов"…
Перенесённые многочисленные аварии и травмы, сильные головные боли и хроническая бессоница после аварии летом 1911-го, нервное расстройство, связанное с семейной драмой (во время болезни Уточкина его жена ушла к фабриканту Артуру Анатре), - всё это вместе взятое вызвало у Уточкина душевный надлом, который затем, в 1913-м, перерос в психическое расстройство. Свою лепту внесло злоупотребление сначала болеутоляющими лекарствами, содержавшими морфий, а затем - кокаином и гашишем, с которыми пилот познакомился в 1908-м в Египте во время полётов на воздушном шаре. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что Уточкину не удалось добиться таких же успехов в воздухоплавании, каких он достиг в спорте, и стать лучшим лётчиком России.
Публика, мнением которой так дорожил Уточкин, продолжала видеть в нём спортсмена-эксцентрика, на этот раз воздушного акробата, а не героя-авиатора, что хорошо передал писатель Юрий Олеша:
Он - считается - чудак. Отношение к нему - юмористическое. Неизвестно почему. Он одним из первых стал ездить на велосипеде, мотоцикле, автомобиле, одним из первых стал летать. Смеялись. Он упал в перелёте Петербург - Москва, разбился. Смеялись. Он был чемпион, а в Одессе думали, что он городской сумасшедший.
В 1911-м с ним порвал отношения А.А. Анатра, что закрыло для Уточкина доступ в Одесский аэроклуб, президентом которого был Анатра.
На основе физических и душевных травм у Сергея Уточкина развилась мания преследования, и он всюду видел скрытых врагов. Постоянно сбегая из одесских клиник, куда на лечение его пытались поместить близкие ему люди и друзья, Уточкин 26 июня 1913-го попытался войти в Зимний дворец в Петербурге с требованием доложить царю, что «известный авиатор нуждается в его защите». После этого он стал проходить обследование в разных клиниках Санкт-Петербурга, где ему пришлось лечиться почти год.
Об этом периоде жизни Сергея Уточкина писатель Исаак Бабель написал так:
Я видел Уточкина, одессита pur sang, беззаботного и глубокого, бесстрашного и обдумчивого, изящного и длиннорукого, блестящего и заику. Его заел кокаин или морфий, заел, говорят, после того, как он упал с аэроплана где-то в болотах Новгородской губернии. Бедный Уточкин, он сошел с ума…

Последние годы жизни Сергей Уточкин провёл в Санкт-Петербурге, Кишинёве и родной Одессе в нужде и поисках работы. К этому времени репутация «безумца» прочно закрепилась за ним. Рецидивы душевной болезни, подпитываемые употреблением наркотиков, сменялись нормальным состоянием, но устроить жизнь Уточкин не смог. Постоянных доходов не имел, периодически зарабатывал игрой на бильярде. В «Синем журнале», издаваемом А.И. Куприным, были опубликованы его воспоминания.
По существующей версии, после начала Первой мировой он был произведен в прапорщики и зачислен в автомобильно-авиационную дружину, расположенной в Лигово под Петроградом. Затем, осенью 1915-го во время одного из полётов Уточкин простудился и подхватил воспалением лёгких, от которого и скончался за несколько часов до нового 1916 года.
В другой интерпретации, Уточкина в конце 1915-го принимают инструктором в Петроградскую авиашколу, присвоив чин прапорщика, где он служит около недели, а затем  - попадает в больницу с воспалением лёгких.
Согласно следующей версии, Уточкин после начала войны написал великому князю Александру Михайловичу письмо, в котором просил об аудиенции «для изложения доктрин, которые можно приложить для использования небес в военных целях». Якобы ответа не последовало и Уточкин тогда отправился в Зимний дворец, откуда его выдворили.
31 декабря 1915/13 января 1916 года в Петрограде в свои неполные сорок лет, из которых пять были отданы авиации, пионер отечественного воздухоплавания Сергей Исаевич Уточкин скончался в больнице св. Николая Чудотворца для душевнобольных от кровоизлияния в мозг. (По некой романтической версии - погиб в авиакатастрофе.)
В связи с войной смерть его осталась практически незамеченной широкой публикой.
Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле установлен надгробный памятник, ныне входящий в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) наследия, находящихся в Санкт-Петербурге.
И в родной Одессе есть памятник ему - установлен в Городском саду, у входа в кинотеатр «Уточ-кино».
Его именем названы улицы в городах России и Украины.

  • 1
"И Уточкин с одесским юморком" (Н.Анисимов)

Уникальные люди жили в то время. И в том месте :-))

(Deleted comment)
Жаль. Очень жаль...

(Deleted comment)
Ой, как жаль... Сто раз бывал в Одессе, всегда восхищался любовью горожан к Столице у Чёрного моря... И вот - на тебе (((

  • 1
?

Log in

No account? Create an account