kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Александр Александрович АРХАНГЕЛЬСКИЙ

Лётные лики

Александр Александрович АРХАНГЕЛЬСКИЙ - авиаконструктор, доктор технических наук (1940), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947). Герой Социалистического Труда (1947). Лауреат Ленинской (1957) и Сталинских премий (1941, 1949, 1952).
Родился 17 (29 декабря) 1892-го в Казани. Окончив гимназию в Москве, Александр в 1911-м поступил в Московский университет на физмат, но уже в 1912-м перешёл в Императорское Московское техническое училище. За время учёбы в МВТУ Архангельский стал участником воздухоплавательного кружка под руководством Н.Е. Жуковского, а затем и сотрудником аэродинамической лаборатории. С 1915-го преподавал в Московском воздухоплавательном училище и одновременно работал в Жуковском расчётно-испытательном бюро.Окончив МВТУ в 1918-м, Архангельский стал работать в недавно созданном Центральном аэрогидродинамическом институте помощником заведующего авиационным отделом (заведующий - Андрей Туполев) и помощником заведующего изучения и разработки конструкций.
Совместно с Б.С. Стечкиным Александр в 1920-е годы спроектировал и построил несколько аэросаней «Арбес», ряд которых выпустили небольшими сериями. С 1922-го работал помощником у А.Н. Туполева, а с 1926-го - заместителем главного конструктора. Участвовал в проектировании всех самолётов марки АНТ. В 1932-м был назначен руководителем бригады скоростных самолётов в составе КБ Туполева.
В 1936-м стал главным конструктором самостоятельного КБ на авиазаводе № 22 в Филях, где возглавлял работы по запуску в серийное производство бомбардировщиков СБ. Ведущий конструктор первого советского скоростного фронтового бомбёра АНТ-40 (СБ), ставшего этапным для советской авиации, и его пассажирского варианта - ПС-35.

С 1936 - главный конструктор бомбардировщика Ар-2 (если не ошибаюсь, это была его единственная машина, пошедшая в серию).
В 1938-м Александр Архангельский был арестован по ложному обвинению, но осуждён не был. А направлен в специальное конструкторское бюро ЦКБ-29, известное также как «туполевская шарага», из которой был выпущен в 1941-м.
После начала Великой Отечественной КБ Архангельского было объединено с КБ Туполева, после чего было эвакуировано в Омск. Александр Архангельский вновь был назначен заместителем главного конструктора.

В 1943-м вместе со всем персоналом КБ Туполева вернулся в Москву, где работал на авиазаводе № 156 над модернизацией пикирующего бомбардировщика Ту-2.

В конце 1945-го, когда была поставлена цель по созданию стратегических бомбардировщиков Ту-4, Александр Архангельский стал правой рукой Туполева. Летом 1947-го опытная партия дальнего стратегического Ту-4 участвовала в воздушном параде над Москвой.
Был ведущим конструктором АНТ-9, АНТ-40 (СБ), Ар-2, Ту-16, Ту-104, Ту-114, Ту-154, Ту-144 и др.
С 1971-го Александр Архангельский работал председателем Научно-технического совета ОКБ Туполева и главным конструктором ОКБ.
А.А. Архангельский умер 18 декабря 1978 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Tags: АВИАЦИЯ, Творцы и творчество, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments