kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Вам - взлёт!


Забавный эксперимент... Из первых

14 января, 1932 год. Первый полёт летающей лодки МДР-3 И.В. Четверикова;  Лётчик Б.Л. Бухгольц.

Проект МДР-3 в ЦКБ шёл под обозначением No.11. Этот самолёт (морской дальний разведчик) не был отправлен в серию, и тем не менее он принес И.В. Четверикову, а стало быть, и авиации несколько новаторских решений. В проекте предполагалось использовать различные элементы конструкции от бомбардировщика ТБ-5. По своей схеме МДР-3 являлся лодочным гидросамолётом с высокопоставленным подкосным крылом, положенным на лодку, и двухкилевым вертикальным оперением с килями, соединенными между собой, как и на ТБ-5. На самолёте установили две тандемные силовые установки из четырех двигателей, так же, как на ТБ-5.
Четвериков впервые решился строить корпус лодки по судовым профилям и с острым реданом, что в корне отличалось от обводов считавшейся тогда классической плоскодонной летающей лодки Дорнье "Валь". Наконец, именно он впервые предложил испытать модель МДР-3 в гидроканале ЦАГИ для определения мореходности самолета. В корпусе лодки имелись кабины для семи членов экипажа. В средней части лодки находился водонепроницаемый отсек, в котором хранилось различное морское оборудование. Для защиты от воздушного противника и для поражения небольших целей на самолёте были установлены четыре подвижные турели с пулемётами ДА-2. Под центропланом могли подвешиваться бомбы, общим весом до 500 кг.
Постройка самолёта была начата весной 1931-го, а к ноябрю его уже построили. В декабре самолёт перевезли в Севастополь, где 14 января 1932-го лётчик-испытатель Б.Л. Бухгольц совершил первый полёт. Испытания продолжались до 25 марта, итог был неутешительный, гидросамолёт не отвечал всем требованиям для такого класса машин. В полёте были отмечены очень сильные колебания лодки, передававшиеся от хвоста самолёта к носу. Причиной возникновения тряски стали воздушные винты тандемных установок. После установки винтов с самолёта Дорнье "Валь" вибрации почти пропали. Для окончательной ликвидации колебаний требовались значительные доработки хвостовой части.
Самолёт показал хорошую мореходность, скорость до 210 км/ч, время разбега 36 с, но плохую скороподъёмность и потолок всего 3000 м. Причиной этого была отчасти тандемная установка двигателей, но главное - ухудшенная аэродинамика. Заклепки с полукруглыми головками, отсутствие обтекателей и зализов на узлах стоек и подкосов, наружные стрингеры и фальшборт лодки, подвеска бомб по бортам, радиаторы тандемных установок, особо вредившие тем, что они находились над крылом на небольшом от него расстоянии и, кроме того, множество мелких "колючих" деталей, находившихся в потоке. Всё это сильно снижало аэродинамическое качество МДР-3.
Учитывая большую продолжительность (8 ч) и дальность (1600 км) полёта МДР-3, а также острую нужду флота в таком самолёте, было принято решение продолжить работы над ним. Устранить недостатки было поручено коллективу КОСОС ЦАГИ во главе с Туполевым. Там модернизировать машину не стали, а основательно переделали и получили уже совсем другой гидросамолёт - АНТ-27 (МДР-4). Новый самолёт сохранил только обводы лодки МДР-3 и стал трёхдвигательным свободнонесущим высокопланом с однокилевой схемой вертикального оперения.
Tags: АВИАЦИЯ, история, эксперимент
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments