kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Лётные лики


Наследник инженера Да Винчи

19 января, 1923 год. В США вертолёт выходца из России авиаконструктора Г.А. Ботезата поднял двух человек на высоту аж 1.2 м. В 1922-м Ботезат построил свой четырёхвинтовой вертолёт в авиационном центре в Дейтоне, Огайо. Аппарат, имевший вес 1600 килограмм (благодаря алюминиевой раме), двигатель мощностью 170 л.с. и способный нести трёх пассажиров, успешно поднялся в воздух на высоту в несколько метров и устойчиво управлялся, совершив в 1922 и 1923-х более 100 полётов.
Это был первый вертолёт американских ВВС и первый вертолёт, успешно совершивший управляемый полёт. Однако американские военные предпочли воздержаться от дальнейшего финансирования работ по вертолётам, считая их серийное производство преждевременным и дав тогда приоритет работам в области автожиров.

Георгий Александрович БОТЕЗАТ родился 7 июня 1882-го в румынском городе Яссы. Его отец, дипломат, происходил из дворян Бессарабской губернии. По окончании кишиневского реального училища поступил в 1902-м на механическое отделение Харьковского технологического института. Учился в Электротехническом институте Монтефо в Бельгии (в 1905 - 1907), где получил звание инженера-электрика. В 1908-м получил с отличием диплом инженера-технолога в ХТИ. В 1908 - 1909-х учился в Геттингенском и Берлинском университетах. В 1911-м в Сорбонне защитил первую в области авиации докторскую диссертацию «Исследования в области стабильности аэроплана» («Étude de la stabilité de l’aéroplane»). С 1911-го преподавал в Санкт-Петербургском политехническом институте.
Во время первой мировой работал в качестве эксперта в различных военно-технических учреждениях. Весной 1916-го вместе с профессорами Тимошенко, Фан-дер-Флитом и Лебедевым он вошёл в состав Технического комитета вновь созданного Управления Военно-воздушного Флота Военного министерства. В мае 1918-го, получив приглашение на работу в США, Г.А. Ботезат покинул Петроград и при содействии сотрудников американского представительства добрался до Мурманска, затем нелегально покинул Россию; в том же месяце прибыл в США.
Работал экспертом в Национальном консультативном комитете по аэронавтике. В 1921-м Конгресс выделил ему огромную по тем временам сумму в 200 000 долларов на постройку экспериментального вертолёта и зарплату в 10 000 долларов в год. В 1922-м Ботезат построил свой четырёхвинтовой вертолёт в авиацентре в Дейтоне, Огайо. Аппарат, имевший вес 1600 кг (благодаря алюминиевой раме), двигатель мощностью 170 л.с. и способный нести трёх пассажиров, успешно поднялся в воздух на высоту в несколько метров и устойчиво управлялся, совершив в 1922 и 1923 годах более 100 полётов.
Это был первый вертолёт американских ВВС и первый вертолёт, успешно совершивший управляемый полёт. Но военные всё же предпочли воздержаться от дальнейшего финансирования работ по вертолётам, дав приоритет работам в области автожиров. Ботезат же переключился на разработку самолётов.
Позже Ботезат основал фирму по производству мощных вентиляторов, поставлявшихся на военный флот США, и только в 1936-м вернулся к экспериментам с вертолётами, основав фирму «Helicopter Corporation of America». Однако особых успехов в этой области он не добился.
В научном плане кроме исследований в области самолётов и вертолётов Георгий Ботезат занимался исследованиями траекторий полёта в воздушном и безвоздушном пространстве, в частности рассчитал траекторию полёта на Луну, позже использованную при разработке проекта Апполо.
Умер он в 1940 году в Бостоне после операции на сердце. Похоронен в Нью-Йорке. Архив Георгия Ботезата хранится в библиотеке академии ВВС США.
Tags: АВИАЦИЯ, вертикальные, военные, заграничное, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments