kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Лётные лики


Авиаконструктор и учёный

Виктор Фёдорович БОЛХОВИТИНОВ - советский авиаконструктор и учёный. Генерал-майор инженерно-авиационной службы (1943), доктор технических наук (1947). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Родился 23 января/4 февраля 1899-го в Саратове.
В 1926-м окончил Академию воздушного флота им. Н.Е. Жуковского. После адъюнктуры стал преподавателем, в 1937-м назначен начальником кафедры.
В 1934 - 1936 возглавлял разработку тяжёлого бомбардировщика ДБ-А («Дальний Бомбардировщик - Академия»), на котором в 1936-37-х нашими лётчиками установлены четыре мировых рекорда дальности полёта с грузом. Этот самолёт под номером Н-209 был использован С.А. Леваневским для попытки перелёта в США через Северный Полюс в августе 1937-го. До 1940-го ДБ-А выпускался небольшой серией и использовался в качестве военного транспортника.
В 1939-м руководил постройкой оригинального скоростного бомбардировщика «С» (спарка).
Это был скоростной ближний бомбардировщик, двухместный, низкоплан с оригинальной установкой двух двигателей М-103 по 960 л. с., в тандем с механической передачей от обоих на соосные винты. Показал при лётных испытаниях скорость 570 км/ч.

В начале 1940-го Виктор Фёборович участвовал в испытаниях установленного на самолёт прямоточного воздушно-реактивного двигателя.
Параллельно был начат проект скоростного истребителя И-1 с двумя двигателями М-107. И-1 тогда был включен в план опытного самолётостроения на 1941-й. После проведения лётных исследований самолетов "С" и "2С" была выяснена их бесперспективность, и на истребителе И-1 Болховитинов пытался вывезти машину в первый полёт, назначенный на середину июня 1941-го. Однако, в свете известных событий той поры, его истребитель не был достроен из-за перенацеливания деятельности ОКБ на ближний истребитель БИ с ЖРД. С началом войны тема И-1 вместе с другими запроектированными самолётами была закрыта.
В 1941 - 1945 годах под руководством Болховитинова конструкторами А.Я. Березняком и А.М. Исаевым был разработан первый советский ракетный истребитель БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем.
С 1946 го - на преподавательской работе в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Автор ряда трудов по авиационной технике.
…Я неизменно вспоминаю Болховитинова, которого мы называли не иначе как «патрон», со смешанным чувством досады и благодарности. Благодарности за воспитание стиля тёплых человеческих отношений в творческом коллективе, независимо от должностной иерархии. Главный конструктор Болховитинов никогда не был главным и грозным начальником. Он был нашим старшим товарищем, которого власть облекла необходимыми по тем временам правами и обязанностями. Его не боялись, а попросту любили. Чувство досады связано с явной несправедливостью судьбы к таким ученым-конструкторам, как Болховитинов. Чтобы быть полноценным «главным» или «генеральным», надо было иметь в дополнение к интеллигентности больше того, что принято называть «исключительными организаторскими способностями».
Болховитинов любил талантливых и не боялся, в отличие от других, что его ученики способны превзойти учителя и затмить его славу. Исаев, Березняк, Мишин, Пилюгин, бывшие соратники и подчиненные Болховитинова, сами стали «главными». Своими успехами они во многом обязаны школе Болховитинова.
Одним из качеств, которое культивировалось в этой школе, было умение размышлять и в процессе повседневной рабочей суеты обобщать отдельные факты и события, стремясь понять движущие силы развития науки и техники.
Б.Е. ЧЕРТОК. Ракеты и люди. Книга 2: Фили - Подлипки - Тюратам.
Умер 29 января 1970-го в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.
Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
Tags: АВИАЦИЯ, Творцы и творчество, история, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments