kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Спец по гидросамолётам

Лётные лики

Дмитрий Павлович ГРИГОРОВИЧ - один из первых отечественных авиаконструкторов, специалист по гидросамолётам.
Родился 6 февраля 1883-го в Киеве. Отец работал на сахарном заводе, служил в интендантстве военного ведомства. Мать - дочь земского врача. Известный писатель Д.В. Григорович был двоюродным братом деда будущего авиаконструктора.
После окончания реального училища поступил в Киевский политехнический институт. После его окончания в 1909-м в течение года учился в институте в Льеже. В 1911-м Григорович переехал в Петербург, занимался журналистикой, издавал журнал «Вестник воздухоплавания». С 1912-го был техническим директором завода «Первого Российского товарищества воздухоплавания С.С. Щетинин и К».
В 1913-м сконструировал свою первую летающую лодку М-1. Это был один из первых в мире гидросамолётов.
После постройки экспериментальных летающих лодок М-2, М-3, М-4, в 1914-м он создал летающую лодку М-5. Это был двухместный биплан деревянной конструкции. Развивал скорость 128 км/час. Летающая лодка поступила на вооружение российского флота в качестве разведчика и корректировщика артиллерийского огня.
12 апреля 1915-го М-5 совершила первый боевой вылет. Серийная постройка М-5 продолжалась до 1923-го.
Вслед за М-5 Григорович строит более тяжёлый гидросамолёт - М-9, предназначенный для нанесения бомбовых ударов по кораблям и береговым объектам. В 1916-м после успешных лётных испытаний гидросамолёт был принят на вооружение. В сентябре 1916-го морской лётчик Ян Нагурский выполнил на М-9 мёртвую петлю.
Д.Л. Григорович спроектировал и один из первых в мире гидросамолётов-истребителей - М-11.
В 1916-м был сконструирован и построен двухпоплавковый гидросамолёт М-20. В июле 1917-го Григорович стал владельцем завода, отделившегося от завода С.С. Щетинина, на котором он раньше работал. В 1918-м, после национализации завода, Григорович уехал в Севастополь.
В 1922-м Дмитрий Павлович переехал в Москву. Здесь, возглавляя КБ завода ГАЗ № 1 (бывший «Дукс»), он разработал первые советские истребители - И-1 и И-2.
В конце 1924-го он переехал в Ленинград на завод «Красный лётчик» (бывший завод Щетинина «Гамаюн»). Григорович сделал многое для возрождения завода. Здесь он организует отдел морского опытного самолётостроения (ОМОС). В конце 1927-го коллектив ОМОС переведён в Москву и получил название ОПО-3 (опытный отдел-3).
1 сентября 1928-го Григорович был арестован ГПУ. С декабря 1929-го по 1931-й Дмитрий Павлович, находясь в заключении в Бутырской тюрьме, работал в «шарашке» - ЦКБ-39 ОГПУ совместно с Н.Н. Поликарповым.
Ими в апреле 1930-го был создан И-5 - советский истребитель-биплан, ставший основным типом в истребительной авиации ВВС СССР со времени его ввода в эксплуатацию в 1933-м и до 1936-го. Всего было построено 803 машин (включая прототипы).
К лету 1931-го под руководством Григоровича был создан истребитель И-7 (И-Z), выпускавшийся в 1933 - 1935-х серийно (70 машин).

В 1934-м Д.П. Григорович выпускает новый пушечный истребитель ИП-1 (заводское обозначение ДГ-52), ознаменовавший собой уже качественно новый уровень развития пушечного истребителя. Он являлся скоростным свободнонесущим монопланом цельнометаллической конструкции. Начиналось его серийное производство. Но в ходе испытаний в НИИ ВВС было выявлено, что ИП-1 обладает плохими штопорными свойствами и его производство было прекращено. Весной 1936-го прикрыли и КБ Д.П. Григоровича.
Летом 1936-го работает в ГУАП начальником морского отдела и в конце года был назначен главным конструктором.

Одним из последних его проектов был лёгкий дальний ДГ-58Р (1937) по теме "Иванов", закрытый после смерти Григоровича.
1 февраля 1938-го приказом ГУАП было организовано ОКБ-153 на 153 заводе в Новосибирске, в основном из 20 специалистов ОКБ Григоровича, приехавших из Москвы и привлечённых квартирами, окладами и должностями. После болезни (рак крови) и скоропостижной смерти Григоровича, его ОКБ возглавил А.В. Сильванский (Алевас) - зять М.М. Кагановича. Проект Сильванского - истребитель И-220 - оказывается авантюрой...
Всего Д.Л. Григоровичем было создано 80 самолётов различных типов. Под его руководством работали С.П. Королёв, С.А. Лавочкин, Н.И. Камов, Г.М. Бериев, И.В. Четвериков, В.Б. Шавров, М.И. Гуревич, ставшие впоследствии известными конструкторами авиационной и ракетной техники.
Параллельно с конструкторской работой в 1930-е Григорович преподавал в МАИ. Позднее он стал профессором, заведующим кафедрой конструкции самолётов.
Умер Дмитрий Павлович Григорович от рака в 1938 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Tags: АВИАЦИЯ, Творцы и творчество, история, морское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments