kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Вам - взлёт!

Экспериментальный реактивный бомбовоз


7 февраля, 1948 год. Состоялся первый взлёт бомбардировщика Ил-22 с четырьмя турбовинтовыми двигателями ТР-1 и со стартовыми ускорителями СР-2; В.К. Коккинаки.
Это была экспериментальная машина ОКБ Ильюшина - первый советский реактивный бомбардировщик, а также первый советский тяжёлый 4-двигательный реактивный самолёт.
Самолёт испытывался в два этапа в 1947-48 годах, однако в серию передан так и не был.
В мае 1946-го Ильюшин в инициативном порядке подал в МАП СССР проект реактивного бомбовоза под 4 двигателя ТР-1А. Проект был включен в план опытного самолётостроения, с оговоркой что хотя он и не является передовым по сравнению с зарубежными аналогами (назывался трофейный немецкий Junkers Ju 287), но имел преимущество в использовании отечественных авиадвигателей.
На том Ил-22 изучалась динамика реактивного полёта на околозвуковой скорости, отрабатывались конструкции крыла и герметичной кабины. Отлаживалась работа ТРД на различных режимах и в разных погодных условиях.

1947-й год - начало летоисчисления отечественной реактивной бомбардировочной авиации. В июне в воздух поднялся, ведомый Владимиром Коккинаки, четырехдвигательный Ил-22. Это событие было тем значительнее, что двигатели на нём стояли отечественные конструкции Архипа Люльки - ТР-1. К сожалению, тяга на них была всего лишь 1300 кгс, а расчётных 1600 кгс так достигнуть и не удалось. Поэтому и массу бомбардировщика, первоначально определенную в 24000 кг, ограничили лишь 20000 кг. Оказалось малым и время полёта - всего 1 ч 25 мин, а дальность - только 865 км. Не блистала и скорость - 656 км/ч у земли и 718 км/ч на высоте.
Самым "значительным" показателем был разбег: он равнялся... 1144 м. Но первенцу, как говорится, все простительно: ведь подобный тяжёлый реактивный самолёт испытывался впервые. Однако первые отзывы об Ил-22 были неожиданно лестными. Коккинаки после полётов отмечал: "Самолёт лёгок в управлении и исключительно послушен рулям. Дросселирование одного из крайних двигателей легко парируется небольшим отклонением руля поворота и штурвалом и почти не заметно в прилагаемых усилиях. Большой объём фюзеляжа сказывается и при боковом ветре на посадке, но снос легко парируется небольшим креном. Аэродинамические свойства самолёта отличные. В пилотировании сказывается недостаточная мощность двигателей, что в перспективе вполне поправимо".
Надо сказать, что почти одновременно с ильюшинской машиной взлетел и двухдвигательный реактивный Ту-12 с ТРД "Роллс-Ройс" "Нин-1", а затем и Ту-14 с двумя ВК-1. Но Ил-22 все-таки был первым...
Интересно отметить, что на втором этапе заводских испытаний производились взлёты Ил-22 и с применением двух стартовых твердотопливных ракет СР-2, каждая из которых имела значительную расчётную тягу. Подвешивались стартовые ракеты симметрично, на правом и левом бортах фюзеляжа. В феврале 1948-го В. Коккинаки выполнил первый взлет на Ил-22 с работающими стартовыми ракетами. Подобный эксперимент с тяжелым реактивным самолётом в СССР выполнялся впервые.
Испытания со стартовыми ускорителями проводились при различной взлётной массе самолёта. Они подтвердили, что использование стартовых ракет, особенно на грунтовых аэродромах, значительно улучшает взлётные характеристики машины. На Ил-22 с ними длина разбега сократилась на 38%, а взлётная дистанция уменьшилась на 28%. Испытатели отметили, что полёты на Ил-22 со стартовыми ракетами просты, нетрудоёмки и при соблюдении всех пунктов инструкции опасности не представляют.
К сожалению, и на втором этапе заводских испытаний тягу двигателей ТР-1 так и не удалось довести до запроектированной величины. Этот факт стал роковым для Ил-22: комиссия признала нецелесообразным передавать самолёт на государственные испытания. Все работы по Ил-22 свернули, а сам самолёт выставили в демонстрационном зале Бюро новой техники, где с ним не без интереса ознакомились ведущие специалисты всех КБ нашей авиапромышленности.
Но усилия и старания, отданные созданию Ил-22, не прошли даром.
Опыт проектирования, постройки и испытаний первого ильюшинского бомбёра с ТРД был полностью использован ОКБ при создании следующих типов реактивных бомбардировщиков и, прежде всего, в работе над этапным самолётом в развитии отечественных ВВС - знаменитым фронтовым бомбардировщиком Ил-28.
Tags: АВИАЦИЯ, военные, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments