kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Category:

Вам - взлёт!


Самый первый советский пассажирский...

8 февраля, 1924 год. Состоялся первый полёт первого советского лёгкого многоцелевого самолёта АК-1 (Александров и Калинин - первый); лётчик А.И. Томашевский.
С 15 июня 1924-го самолёт работал на линии Добролёта Москва - Казань, а в 1925-м совершил перелёт Москва – Пекин.

В 1922-м ЦАГИ поручили исследовать возможность постройки дешёвого самолёта и проверить применяемые методы расчёта. Эту экспериментальную работу, как и практическое проектирование, вели инженеры В.Л. Александров, В.В. Калинин и А.М. Черёмухин. Возглавил работы по созданию AК-1 инженер ЦАГИ В.Л. Александров. Весной 1923-го были закончены расчёты и чертежи, а к концу года построен самолёт.
АК-1 (Александров и Калинин - первый) проектировался как однодвигательный подкосный высокоплан с трапециевидным крылом толстого профиля, имевшим в местах крепления подкосов наибольшую относительную толщину, которая в соответствии с характером изменения действующих нагрузок, уменьшалась от подкосов в направлении как к концу крыла, так и к борту фюзеляжа. По результатам испытаний свободнолетающих моделей с целью улучшения поперечной устойчивости крылу АК-1 при виде спереди придали небольшой угол поперечного V. Сразу за двигателем в верхней части фюзеляжа перед центропланом крыла оборудовали открытую двухместную кабину экипажа для лётчика и бортмеханика. Пассажирская кабина закрытого типа, рассчитанная на размещение двух пассажиров, находилась в фюзеляже под центропланом крыла. При полётах без бортмеханика на его месте мог быть размещен еще один пассажир. Конструкция АК-1 была деревянная с небольшим применением металла. Крыло - двухлонжеронное с коробчатыми лонжеронами и ферменными нервюрами. Фюзеляж также ферменный с внутренними проволочными растяжками и полотняной обшивкой. Самолёт имел неподвижный стабилизатор с симметричным профилем и с отрицательным углом установки.
АК-1 серийно не строился. Строился он на Государственном авиазаводе No. 5 в апреле - ноябре 1923-го на средства, внесённые латышскими стрелками в фонд строительства советского воздушного флота. Спроектированный под двигатель относительно небольшой мощности, этот самолёт по своей пассажировместимости значительно уступал немецким Юнкерc Ju-13 и Дорнье III, а также Фоккер F-111, которые эксплуатировались в середине 20-х годов на советских воздушных линиях. Одновременно с АК-1 весной и летом 1924-го проходили лётные испытания ещё два опытных однодвигательных пассажирских самолёта: четырёхместный ГАЗ No. 5 конструкции Е.Э. Гроппиуса и двухместный АНТ-2, построенный под руководством А.Н. Туполева.
Tags: АВИАЦИЯ, гражданские, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments