kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Вам - взлёт!


Снова в небе грозный Як...

10 февраля, 1983 год. Первый полёт по полному профилю модернизированного СВВП палубного штурмовика Як-38М; Ю.И. Митиков.
Як-38М (внутреннее обозначение: изделие ВММ, заводское обозначение: изделие 82, по кодификации НАТО: Forger-A - поддельщик) - палубный штурмовик, самолёт вертикального взлёта и посадки разработки ОКБ Яковлева. Является модернизированной версией палубного штурмовика Як-38.
Было произведено два прототипа и 50 серийных машин.

Два прототипа Як-38М были построены в ОКБ в 1982-м. Прирост тяги позволил на полтонны поднять взлётную массу новой машины, что дало возможность увеличить её боевой потенциал. В первую очередь - дальность полёта, для чего была предусмотрена установка подвесных топливных баков. Некоторым изменениям подверглась конструкция фюзеляжа, главным образом в зоне воздухозаборников. Кроме того, самолёт получил управляемую переднюю стойку шасси, расширенный состав оборудования и вооружения. Арсенал штурмовика пополнился кассетами РБК-500 и ракетами Х-25МР класса "воздух-поверхность".
Як-38М был принят на вооружение и поступил в эксплуатацию на авианесущие корабли, однако ожидаемого резкого повышения их боевого потенциала не принёс. Новые двигатели оказались даже более "прожорливыми", чем их предшественники, поэтому ТТХ штурмовика улучшились незначительно, а его ударные возможности продолжали оставаться ограниченными. Тем не менее, машины добросовестно отслужили положенное время и с июля 1991-го стали выводиться в резерв.
Между тем, система спасения Як-38М не имеет аналогов в мировой практике. Ввиду того, что на режимах вертикального взлёта или посадки аварийная ситуация может развиваться практически мгновенно, то для гарантированного спасения лётчика самолёт был оснащён системой принудительного катапультирования СК-3М. Исполнительная команда на катапультирование вырабатывается при достижении самолётом определенных углов крена, пикирования, кабрирования, а также при сочетании по знаку определенных величин углов и угловых скоростей крена, пикирования и кабрирования самолёта. Информацию об углах и угловых скоростях крена и тангажа система получала от бортовой системы управления и собственных датчиков. Система отключается автоматически, если угол сопел ПМД превышает 67° от вертикали.
Tags: АВИАЦИЯ, военные, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments