kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Вам - взлёт!

С этого начинались знаменитые бомбёры Мясищева


17 февраля, 1942 год. Первый полёт опытного дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102 Мясищева (лётчик-испытатель НИИ ВВС В.И. Жданов).
В 1939-м на чертёжных досках фирмы "Боинг" и конструкторского бюро 4-го спецотдела НКВД, больше известного как ЦКБ-29, появились эскизы на первый взгляд разных самолётов - четырёхмоторного В-29 "Superfortress" и двухмоторного дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102. Однако при сравнении конструкций обеих машин можно обнаружить ряд схожих технических решений, применённых практически одновременно, что свидетельствует о высокой квалификации их создателей, смело использовавших передовые технологии.
Новая машина создавалась под непосредственным руководством В.М. Мясищева, в прошлом - одного из ведущих специалистов КОСОС ЦАГИ. Мясищев шёл своим путём, отличныи и от Петлякова, и от Туполева.
Владимир Михайлович окончил МВТУ, защитив диплом по теме «Цельнометаллический истребитель», после чего был приглашён Туполевым на работу под руководство Петлякова. Однако в 1938-м он был арестован как «вредитель» и «враг народа» и направлен в ЦКБ-29, также известное как «Туполевская шарага». После того, как инженер разработал для Пе-2 высоко оценённые руководством крылья с функцией топливных баков, для Мясищева было организовано отдельное КБ. Летом 1940-го Мясищева освободили из заключения, и самолёт ДВБ-102, разработанный им, начал изготавливаться ещё в 1940-м в том же ЦКБ-29 НКВД в Москве.

В начале 1942-го бомбардировщик подготовили к лётным испытаниям и Мясищев остановил свой выбор на лётчике-испытателе НИИ ВВС В.И. Жданове. В феврале В.И. Жданова командировали в Омск для проведения лётных испытаний ДВБ-102. Хорошо знакомый с проектом бомбовоза, участвовавший в работе макетной комиссии. Валериан Иванович не ожидал эффекта, который произвёл на него воплощённый в металл непривычный взгляду летательный аппарат с высоко поднятым хвостом. Спустя несколько дней, выслушав последние наставления ведущего инженера, экипаж ДВБ-102 занял свои места в самолёте, предварительно отбуксированном к дальнему краю бетонированной стоянки, временно превращенной во взлётную полосу.
Опытный самолёт, едва начав свой первый разбег, вдруг стал раскачиваться из стороны в сторону с нарастающей амплитудой. "Шимми" - это короткое слово, заимствованное от модного в 1930-х годах танца, пронеслось в голове лётчика. Вспомнились последние напутствия главного конструктора и рука быстро потянулась к секторам газа, взвизгнули тормоза. Бомбардировщик ещё не успел остановиться, а к нему со всех сторон бежали люди.
После осмотра специалисты сделают вывод: ещё несколько секунд и передняя стойка могла сломаться. Только самообладание и быстрая реакция лётчика позволили предотвратить аварию, спасти опытный экземпляр бомбёра ДВБ-102.
После доработок демпферов шимми, 17 февраля Жданов выполнил на ДВБ-102 первый полёт. Лётные испытания затянулись надолго, В.И. Жданова за штурвалом самолёта сменил заводской лётчик-испытатель Ш.Ф. Опадчий. В апреле 1942-го завершился первый этап лётных испытаний, и машину передали в НИИ ВВС. Полёты выявили, прежде всего, ненадежную работу турбокомпрессоров, лопатки турбин которых не выдерживали огромную температуру выхлопных газов двигателей. Да и работа самих двигателей, имевших мизерный ресурс, оставляла желать лучшего... Доводка самолёта затянулась...
Уже в 1946-м, после закрытия ОКБ-482, рассматривался вариант ДВБ-102 с двигателями АШ-73ТК. По расчётам, при взлётной массе 16500 кг максимальная скорость машины на высоте 9000 м должна была достигнуть 610 км/ч, а дальность с бомбовой нагрузкой 2000 кг - 4500 км. Были и другие варианты, в том числе с двигателями М-82ТК и М-ЗОБ. Но, несмотря на требования ВВС, ОКБ-482 не восстановили, а о самолёте быстро забыли... Может быть, и правильно сделали.
Tags: АВИАЦИЯ, военные, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments