?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Flag Next Entry
Вам - взлёт!
коты растут
kot_or_osl
В начале ядерного противостояния


20 февраля, 1953 год. Состоялся первый полёт стратегического реактивного бомбардировщика М-4 (экипаж лётчика-испытателя Ф.Ф. Опадчего).
М-4 (самолёт «25»; изделие «103»; по кодификации НАТО: Bison - «Бизон») - советский реактивный стратегический бомбардировщик ОКБ-23 В.М. Мясищева. Создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия исключительно по причине высокого удельного расхода топлива двигателями марки АМ-3. В процессе серийного производства многократно модифицировался в направлении повышения лётно-технических характеристик.
Всего было произведено две опытных и 32 серийных машины.

Первый опытный самолёт (заводской номер 4300001) был заложен 15 мая 1952-го и при работе в три смены закончен осенью. Полоса заводского аэродрома была небольшой, поэтому самолёт разобрали на агрегаты, перевезли на базу ОКБ в Жуковском (ЛИИ), где он снова был собран. Свой первый десятиминутный полёт М-4 совершил спустя три месяца после первого полёта Ту-95; его поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф.Ф. Опадчего (второй пилот А.Н. Грацианский, штурман А.И. Помазунов, радист И.И. Рыхлов, бортинженер Г.А. Нефёдов, ведущие инженеры А.И. Никонов и И.Н. Квитко). В рамках первого этапа заводских испытаний М-4 выполнил 28 полётов, а после доработок ещё 18. Первый опытный самолёт М-4 с двигателем АМ-3 имел дальность полёта 9050 км на скорости 800 км/час. Конкурировавшая с самолетом "М" туполевская машина "95-1" к тому времени уже проходила свой путь испытаний, поднявшись в воздух 12 ноября 1952-го.
19 сентября 1953-го вышло постановление о выпуске в 1954-1955-х на заводе № 23 опытной серии из одиннадцати самолётов. Почти весь комплект вооружения и оборудования был установлен на второй опытной машине (заводской номер 4300003). Самолёт впервые поднялся в воздух в январе 1954-го под управлением экипажа Б.К. Галицкого.
30 апреля 1954-го первый опытный самолёт был передан на государственные совместные испытания (ГСИ) в ГК НИИ ВВС, но прежде, 1 мая, он был продемонстрирован на воздушном параде над Красной площадью. На государственных испытаниях в ВВС была зафиксирована дальность полёта самолёта 9800 км. Последующими работами по доводке самолёта удалось получить дальность полёта 10 500 км.
Из построенных серийно 32 самолётов три погибли вместе с экипажами, причём, вскоре после постройки. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая - во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья случилась при облёте самолёта заводским экипажем (командир - Илья Пронин, второй пилот - Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.
М-4 поступил на вооружение на несколько месяцев раньше американского B-52.
Главной базой самолётов стал приволжский аэродром Энгельс, специально модернизированный под новый самолёт; 201-ю ТБАД возглавил генерал-майор С.К. Бирюков. За первые три года эксплуатации в дивизии произошло множество аварий и не менее шести катастроф.
В дальнейшем были переоборудованы в самолёты-заправщики M-4-II.


  • 1
  • 1