kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Вам - взлёт!

Остался русским до конца

24 февраля, 1912 год. Первый полёт в Германии крупнейшего в мире двухмоторного самолёта из алюминиевых сплавов конструктора из Российской империи Б.Г. Луцкого.
Самолёт Луцкой-1 демонстрировался на авиационной выставке в Берлине. Сведений о дальнейшей судьбе этой интересной машины нет...
Известно лишь, что она так и осталась экспериментальной - из-за технических проблем с передачей мощности от двигателей на винты.

Борис Григорьевич Луцкой родился в 1865-го в селе Андреевка под Бердянском, в имении своего отца. Учился в гимназии в Севастополе, после окончания уехал в Германию, чтобы продолжить образование и стать высококвалифицированным инженером. В 1882-м поступил в Мюнхенский политехнический институт. Дипломированный инженер получил предложение остаться работать в Германии. В середине 1880-х годов в Германии появились первые автомобили, и молодой инженер решил посвятить себя им. Ещё студентом Луцкой получил патент на двигатель внутреннего сгорания. Потом спроектировал ещё несколько бензиновых моторов. Особенным в них был коленчатый вал, расположенный ниже цилиндров. Луцкой первым применил для четырехтактных двигателей вертикальное расположение цилиндров. Эта схема вскоре стала господствующей.

Двигатели конструкции Луцкого выпускали фирмы Кеберс Айзенверк, с 1891-го - "Нюрнберг". На ней конструктор получил должность главного инженера. Луцкой также строил двигатели для кораблей и подводных лодок, был автором десятков патентов.

Прибыли от изобретательской деятельности позволили ему в 1897-м создать собственное КБ в Берлине.
С этого момента началось многолетнее сотрудничество русского инженера с известной немецкой фирмой Даймлер, выпускавшей грузовые и легковые автомобили одноименной марки, он входил в совет директоров дочернего предприятия в Берлине "Даймлер-Мариенфельд". Во время Всемирной выставки в Париже (1990). Луцкой руководил её автомобильным отделом. Там он встретился с адмиралом Верховским, который предложил ему изготовить двигатели для подводных лодок и катеров русского военного флота. Этот заказ фирма "Даймлер-Мариенфельде" выполнила.

Часть продукции по немецким чертежам изготовил петербургский завод "Лесснер". С 1904-го по 1909-й предприятие по лицензии выпускало автомобили "Даймлер-Луцкой", Борис Григорьевич работал на нём в должности инженера-консультанта.

В 1913-м Луцкой построил новый двухместный самолёт-моноплан по типу "Таубе". Аппарат имел размах крыла 13,5 м и длину 11 м. Вместо двух двигателей на нём был установлен один, мощностью 150 л.с. Этот 6-цилиндровый мотор водяного охлаждения, сконструированный самим Луцким, обладал необычно малым для своего времени удельным расходом топлива - 214 г/л.с. час. Высокий КПД двигателя достигнут благодаря новой компоновке кулачкового вала (над головкой цилиндров) и удачной форме камер сгорания. При испытаниях в Иоганнистале пилот Стиплушек развил на самолёте скорость 137 км/ч и, вместо предполагаемых германским военным ведомством 15 минут для подъёма на 800 м, достиг высоты 1125 м всего 7,5 минуты. 9 октября 1913-го он совершил перелёт из Иоганнисталя в Берлин и обратно с нагрузкой почти в полтонны.
Для демонстрации нового самолёта в России в надежде на получение заказа для русской армии Луцкой решил организовать перелёт из Берлина в Петербург. Несмотря на плохие погодные условия, немецкий лётчик Стиплушек в намеченный день поднялся в воздух и направился в сторону русской столицы. Отлетев от Берлина на расстояние нескольких сотен километров и уже приближаясь к границе между двумя государствами, внезапно заметил, что лопнула бензиновая трубка, подводящая топливо к двигателю. Выливавшийся на мотор бензин вспыхнул, начался пожар. Лётчик не растерялся, круто спустился к земле и сумел посадить горящий самолёт. Он и пассажир-механик остались живы. Самолёт не спасли. По мнению В.Б. Шаврова, авария произошла не случайно - немцы не хотели допустить показа в России нового перспективного самолёта и двигателя в условиях приближающейся войны. Луцкой сотрудничал не только с самолётостроительной фирмой Румплер, но и с немецкой авиамоторостроительной компанией Аргус. Он принимал участие в разработке новых образцов авиационных двигателей, а с 1912-го даже входил в состав дирекции компании.

Луцкой не переставал оставаться российским подданным. Он являлся атташе по промышленным вопросам в посольстве России в Берлине. Немецкие газеты и журналы называли его не иначе как "русский инженер", "русский изобретатель". Желание быть полезным своей родине обернулось для Луцкого трагедией. В июле 1914-го, вскоре после возвращения в Германию его арестовали, обвинив в шпионаже в пользу России. Отстреливался в своей квартире, но был схвачен. Через неделю началась Первая мировая война. Немцы пытались заставить Луцкого работать на свою военную промышленность, но он не пошёл ни на какие соглашения. Его продержали всю войну в тюрьме Шпандау в Берлине и освободили после поражения Германии. Дальнейшая биография Луцкого неизвестна. Удалось восстановить лишь дату смерти - 1920-й.
Tags: АВИАЦИЯ, военные, история, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments