kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Вам - взлёт!


Вслед за Локхид У-2

1 марта, 1959 год. Первый полёт дальнего высотного разведчика Як-25РВ; В.П. Смирнов.
Высотный разведчик на базе Як-25 с двигателями Р-11Ф-300. Самая интересная и радикальная, модификация самолёта. Его появлению сопутствовали любопытные факты.
"В августе 1957 года, - рассказывал генерал-полковник Ю. Вотинцев, - один из узлов дальнего обнаружения восточнее Минска на высоте примерно 20000 метров выдал отметку о цели, двигавшейся через Минск на Москву. За несколько десятков километров до зоны поражения ЗРК она развернулась и ушла на запад...". Идентифицировать цель тогда не удалось.
В мае 1959-го Ю. Вотинцев возглавил отдельный Туркестанский корпус ПВО. Впоследствии он вспоминал, что за 3-4 месяца до его назначения современная по тому времени станция П-30, единственная, кстати, в части, обнаружила воздушную цель на высоте примерно 20000 метров. Командир эскадрильи, опытный лётчик, поднялся на перехват на МиГ-19, но даже достигнув динамического потолка, не смог её достать. Приземлившись, пилот доложил, что видел самолёт крестообразной формы с большими крыльями. Сообщили в Москву, в главный штаб войск ПВО страны. Оттуда вскоре прибыл с группой специалистов командующий авиацией генерал-полковник Е.Я. Савицкий. Итог долгих бесед комиссии с лётчиком озадачил весь полк: наблюдения пилота, поднимавшегося на перехват цели-"невидимки", военспецы взяли под сомнение. Савицкий заявил, что это выдумка - дескать, отличиться человек захотел, награду заработать. Создавалось впечатление, что члены комиссии были твердо уверены: самолётов, которые могли бы держаться несколько часов на высоте 20000 метров, не существует. Однако такие самолёты были, и остаётся лишь догадываться, насколько высшее командование ПВО владело информацией о разведчике Локхид У-2, а также о разработке в СССР высотного истребителя Як-25РВ.
Як-25РВ создавался в соответствии с Постановлением Совмина СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1958-го - документом настолько важным, что на нём стояло сразу два грифа: "Совершенно секретно" и "Особой важности". В его проекте записано "... разработать одноместный высотный разведчик для отработки перехвата разведчиков с дозвуковыми скоростями на базе Як-25Р с прямым крылом, двумя двигателями Р11-300 (Як-25РВ) со следующими данными: практический потолок 20000-21000 метров, максимальная скорость на высоте 15000 метров 900 км/ч, на высоте 20000 метров - 800 км/ч; минимальная скорость на высоте 20000 метров - 750 км/ч; дальность полёта на высоте 20000 метров 2500 км, на высоте 16000-18000 метров - 3500 км и на высоте 13000-14000 метров - 5000 км. Вооружение должно включать одну пушку НР-23 с 50 патронами и аэрофотоаппарат АФА-40 для плановой съёмки.
Изготовить совместно с заводом №30 два экземпляра Як-25РВ и приступить к заводским испытаниям в IV квартале 1958-го. Госкомитету по авиационной технике совместно с Министерством обороны до июня 1958-го представить в Совмин предложения по использованию Як-25РВ для уничтожения дрейфующих аэростатов и в варианте радиоуправляемого самолёта-мишени".

Машину построили, и в период с марта по август 1959-го лётчик В.П. Смирнов провёл заводские испытания в варианте самолёта-цели Як-25PB-I. В июле Смирнов установил два мировых рекорда. Грузы массой 2000 и 1000 кг были подняты соответственно на высоты 20174 и 20456 метров.
Несмотря на преемственность названия, Як-25РВ можно считать совершенно новым самолётом. По сравнению с Як-25Р изменили компоновку фюзеляжа. Двухместную кабину экипажа переделали на одноместную, перекомпоновали оборудование. Вместо стреловидного механизированного крыла установили прямое с удлинением 10, без закрылков. Двигатели АМ-9 заменили на высотные Р-11В-300. Крыльевые опоры шасси стали убираться против направления полёта. Стабилизатор сделали переставным, систему управления элеронами, стабилизатором и разворотом передней стойкой шасси - гидравлической. В правом борту фюзеляжа сохранилось установочное место для пушки НР-23. В состав оборудования входили, в частности, радиостанция РСИУ-ЗМ (на некоторых машинах устанавливали РСИУ-4М), автоматический радиокомпас АРК-54М, ответчики СРО-2 и СОД-57М. Из-за малого ресурса двигателей и неукомплектованности оборудованием НИИ ВВС принял самолёт лишь со второго предъявления.
Самолёт, доступный для эксплуатации как лётным, так и техническим составом, обладал рядом недостатков, главные из которых связаны с отсутствием воздушных тормозов и закрылков. Як-25РВ-1, не имевший светотехнического оборудования, антиобледенительной системы и не укомплектованный радиочастотным оборудованием, мог эксплуатироваться только днём в простых метеоусловиях. Самолёт-цель никак не хотел совершать горизонтальный полёт на высотах от 12000 до 16000 метров с убранным шасси из-за большой тяги двигателей на режиме малого газа и ограничений по скорости полёта. А выключать один из них было нежелательно, так как отсутствие кислородной подпитки двигателей не позволяло запускать их на высотах более 6000 метров. Если высота превышала 16000 метров, возникали трудности со снижением. Поднявшись на 18000 метров самолёт упорно не снижался и стал терять высоту только после выпуска шасси и уменьшения скорости до границы возникновения тряски. Спуск был довольно продолжительный и с высоты 19000 м занимал около 30 минут. Усложнялся полёт на больших высотах из-за малого диапазона эксплуатационных скоростей.
1 мая 1960-го произошло событие, резко охладившее отношения между СССР и США. В этот день в районе Свердловска был сбит американский самолёт-разведчик Локхид У-2...
28 августа вышло Постановление Совмина СССР, предписывающее воспроизвести У-2 под шифром С-13. Очевидно, это никак не отразилось на судьбе советского самолёта - постановления о прекращении работ по разведчику Як-25РВ не последовало. Главным достоинством американской машины была большая дальность полёта, более чем в два раза превосходившая аналогичный параметр у Як-25РВ. Практическая дальность отечественного самолёта, определённая в ходе госиспытаний, достигала 3000 км, правда, при снижении с одним выключенным двигателем. В случае снижения с двумя работающими двигателями её значение было несколько меньшим. Дальность 5000 км получить так и не удалось.
11 августа 1965-го на Як-25РВ лётчик-испытатель НИИ ВВС М.Л. Попович получила среднюю скорость 735,048 км/ч, а два года спустя она пролетела по замкнутому кругу расстояние 2497 км, установив, таким образом, два женских мировых рекорда. Полёты на Як-25РВ выполнялись исключительно в скафандрах СИ-ЗМ.
Як-25РВ был всё же удачным самолётом. Его высотно-скоростные характеристики соответствовали Локхид У-2Р, за исключением дальности. При этом Як-25РВ не имел "экзотических" ограничений на взлёте и посадке, мог эксплуатироваться на стандартных аэродромах и, имея достаточный запас прочности, выдерживал полёт при значительном "рему" (болтанка), особенно при полёте в кучевых облаках. Созданные по той же концепции, но четверть века спустя, самолёты М-17 "Стратосфера" и М-55 "Геофизика" по своим характеристикам, в том числе и по дальности полёта, так и не превзошли Як-25РВ.
В мае 1962-го начались госиспытания второй машины Як-25РВ-II в варианте высотного радиоуправляемого самолёта-мишени для отработки средств реактивного вооружения и перехвата дозвуковых целей. По сравнению с предшественником самолёт оснастили в соответствии с требованиями НИИ ВВС, в том числе свето- и радиотехническим оборудованием.
Но лётные характеристики Як-25РВ-II оказались не только ниже заданных, но и ниже, чем у первого экземпляра машины. Практический потолок снизился на 1,5 - 2,0%, а практическая дальность - на 10-15%. В итоге было рекомендовано использовать самолёт в качестве пилотируемой мишени, а после выработки ресурса - как беспилотный самолёт-мишень.
На базе Як-25РВ разрабатывался также проект радиационного разведчика Як-25РР.
В ряде авиаполков ПВО имелись Як-25РВ, которые использовали по их прямому назначению - самолёт-цель. Самолёты-разведчики дислоцировались на аэродромах вдоль южной и западной границ СССР. За годы серийной постройки (до 1966-го) выпустили 155 машин этого типа.
Tags: АВИАЦИЯ, военные, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments