kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Вам - взлёт!


Произведено 183 машины

6 марта, 1975 год. Состоялся первый полёт ближнемагистрального пассажирского Як-42 с тремя ТРДЦ Д-36;
лётчики-испытатели А.Л.Колосов, Ю.В.Петров.
Як-42 - одна из немногих машин Аэрофлота, которая в рекламе не нуждалась. Достаточно назвать лишь тот факт, что на Як-42 установлено девять мировых рекордов. В одном из них самолёт, предназначенный для ближних воздушных линий, без посадки преодолел расстояние от Москвы до Хабаровска. И это тем удивительнее, что до создания его предшественника - Як-40 разработками многоместных пассажирских самолётов фирма вообще не занималась. Как известно, ОКБ Яковлева специализировалось, в основном, на проектировании учебных, спортивных и военных самолётов-истребителей. Время от времени создавались и небольшие пассажирские машины.
Схема Як-40 и тоже с прямым крылом получила развитие в более совершенной реактивной машине для ближних магистралей-Як-42, рассчитанной на 120 пассажирских мест. Говорят, такое решение А.С.Яковлеву было навеяно успешной эксплуатацией Як-40.
Здесь, очевидно, подкупало и то обстоятельство, что прямое крыло имеет относительно больший, чем стреловидное, коэффициент подъёмной силы, что напрямую отражается в экономии топлива при сравнительно небольших скоростях и дальности полёта. Однако при более мощных двигателях следует рассчитывать и на более высокую скорость, чего эффективнее можно достичь при стреловидном крыле. К этому, собственно, Яковлев и пришёл, но несколько позже. А пока, в начале 1974-го, речь шла о Як-42 именно с прямым крылом. Министр гражданской авиации Борис Бугаев лично представил эскизный проект Як-42 в ЦК, где он был одобрен Брежневым, что имело решающее значение. После утверждения проекта и с учётом того, что макет планёра в натуральную величину уже построен, в ОКБ приняли смелое решение о сокращении сроков выпуска лайнера на 1 год. В результате всех усилий к концу 1974-го самолёт уже выкатили из сборочного цеха.
В первый полёт в марте 1975-го самолёт подняли заслуженный лётчик-испытатель Арсений Колосов, лётчик-испытатель Юрий Петров и бортинженер Юрий Висковский. Испытания проходили нормально, но скорость у самолёта с прямым крылом была все-таки недостаточной: максимальная крейсерская на высоте 8000 м - 680 км/ч.  В связи с этим из министерства гражданской авиации поступило требование - для реактивного пассажирского самолёта ближних магистралей желательна крейсерская скорость порядка 700 - 800 км/ч. Тогда-то в ОКБ решили - строить самолёт со стреловидным крылом 30 гр.
Новый проект выполнили довольно быстро, и уже в начале 1975-го Як-42 принял знакомые всем нам характерные очертания - низко расположенное стреловидное крыло, три компактных двигателя в районе хвоста, высокорасположенный стреловидный стабилизатор. Лётчики-испытатели после первых же полётов отметили высокую энерговооруженность самолёта, его отличные пилотажные качества, устойчивость и легкость безбустерного управления, удобство расположения приборов и агрегатов управления. Штурман-испытатель Вячеслав Худяков подтвердил совершенство приборов самолётовождения, обеспечивающих безопасность полётов по приборам ночью и в сложных метеоусловиях.
Tags: АВИАЦИЯ, гражданские, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments