kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Вам - взлёт!


От "Мускулистого" отказались

7 марта, 1953 год. Первый полёт реактивного штурмовика Ил-40; экипаж лётчика-испытателя В.К. Коккинаки.
Ил-40 (по кодификации НАТО: Brawny - «Мускулистый») - советский реактивный штурмовик. Из-за проблем на лётных испытаниях постановка в серию была сначала приостановлена, а затем и вовсе прекращена из-за отказа ВВС СССР от штурмовой авиации.
В конце 1951-го было разработано техническое предложение по созданию двухместного бронированного штурмовика Ил-40 с двумя двигателями АМ-5Ф, с мощным артиллерийским, ракетным и бомбовым вооружением. В подготовке материалов активно участвовали С.Н. Черников, В.М. Германов, Н.П. Столбовой, В.М. Шейнин и другие специалисты. Это предложение, направленное в правительство в январе 1952-го, очень быстро рассмотрели, и уже 1 февраля вышло постановление Совета Министров СССР о проектировании и изготовлении опытного самолёта Ил-40.
По схеме Ил-40 представлял собой двухдвигательный низкоплан со стреловидным крылом и оперением. Шасси было убирающимся, трехстоечным, с носовым колесом. Экипаж состоял из двух человек - лётчика и стрелка-радиста. Основной силовой частью конструкции самолёта являлся бронекорпус, который воспринимал нагрузки от крепившихся к нему двигателей, носовой и хвостовой частей фюзеляжа, крыльев. В нём размещались негерметизированные кабины экипажа, шесть фюзеляжных топливных баков общей ёмкостью 4285 литров и часть агрегатов электро- и радиооборудования. Выполнялся бронекорпус из стальных листов толщиной от 3 до 8 мм (в зависимости от условий вероятного поражения защищаемых частей машины оружием наземных войск или самолётов-истребителей).
Для защиты лётчика от огня спереди кабины устанавливалась 10-мм бронестенка и 124-мм лобовое стекло в неподвижном козырьке фонаря. Боковые стекла козырька имели толщину 68 мм. От огня сверху и сзади лётчика защищали 8-мм бронелист на сдвижной части фонаря и 16-мм бронезаголовник сиденья. Кабина стрелка также имела сильную бронезащиту из стальных листов толщиной 4-10 мм. В кабинах экипажа устанавливались катапультируемые сиденья. Фонари кабин имели две независимые системы аварийного открывания - воздушную (действующую от шторки катапультируемого сиденья) и электрическую (срабатывающую от нажатия кнопки на борту кабины).
Это первый в мире (?) штурмовик с ТРД, разработанный в АК Ильюшина. Создан, как замена штурмовику Ил-10М. В первоначальной конфигурации имел боковые воздухозаборники, однако в ходе опытных стрельб выявилось попадание пороховых газов в двигатели. Самолёт был модернизирован путем продления воздухозаборников до носовой части фюзеляжа. Началось внедрение в серию на Ростовском авиазаводе (программа была прекращена в связи с отказом ВВС от штурмовой авиации). В конце 1960-х годов усовершенствованный вариант, под обозначением Ил-42, вновь был предложен ВВС, однако предпочтение было отдано штурмовику Су-25. Послужил основой для создания штурмовика Ил-102.
Tags: АВИАЦИЯ, военные, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments