kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Вам - взлёт!

Конструктор и предприниматель был расстрелян
12 марта, 1917 год. Первый полёт учебно-тренировочного двухместного биплана П-IV  "Пороховщиков-IV".
В 1914 - 17-х Александр Александрович Пороховщиков неоднократно предлагал Военному ведомству проект учебного самолёта, в основном соответствующуго схеме, применяемой в самолетах Фармана. Под обозначением П-IV такой самолёт построили в феврале 1917-го. Особенностью П-IV являлась простота его сборки-разборки и регулировки, возможность отключения второго управления, а также установки различных ротативных двигателей мощностью 50, 60, 70 и 80 л.с. Гондола экипажа, с размещением ученика и инструктора друг за другом, вынесена вперед, двигатель с толкающим винтом.
После прохождения испытаний в мае 1917-го П-IV, благодаря удачному сочетанию высокой устойчивости и простоты управления, признавался хорошим учебным самолётом и рекомендовался к серийной постройке. Неустановленное количество таких аппаратов было изготовлено и использовалось для обучения лётчиков.
В феврале 1920-го Александр Пороховщиков построил учебный П-IV бис, отличающийся установкой двигателя "Рон" 80 л.с. с тянущим винтом и посадкой ученика и инструктора рядом друг с другом. Используя ту же схему, конструктор построил аппараты П-IV2 бис, П-VI, П-VI бис, которые выпускались в небольших количествах и использовались для обучения лётчиков до середины 1920-х.

...
В 1917 году в мастерской Пороховщикова (в Петрограде), преобразованной в завод, выпускались самолёты иностранных марок, а также учебный биплан П-IV. ПослеОктябрьских событий конструктор и фабрикант сам национализирует свой завод и передаёт его государству. В качестве лётчика сражается в рядах Красной Армии.

В 1918 году Пороховщиков сдал официальные испытания на звание военного лётчика, затем служил в советских авиационных частях, возглавлял авиамастерские, одновременно продолжая конструкторскую деятельность. В 1919—1923 годах выпускались учебные самолёты его конструкции — П-IV бис, П-IV 2бис, П-VI бис (все они имели бипланную схему с хвостовой фермой).

В 1923 году переехал в Москву, где организовал частное конструкторское бюро. Бюро занималось разработкой инженерных конструкций и изобретениями. КБ Пороховщикова неоднократно предлагало Главкоавиа и НТК УВВС проекты различных самолётов.

Был репрессирован. В соловецком концлагере занимался проектированием гидросооружений для Беломорканала. После освобождения работал в гидропроектных организациях Москвы. Перед войной переведён на работу в Автобронетанковое управление РККА.

20 октября 1940-го арестован по обвинению в шпионаже и антисоветской агитации. 11 июля 1941-го приговорён ВКВС СССР к расстрелу, расстрелян 28 июля. Место захоронения — полигон "Коммунарка". Реабилитирован 3 декабря 1955-го. (Дед актёра.)

Tags: АВИАЦИЯ, Творцы и творчество, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments