kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Он сражался в небе Кореи

Лётные лики


Эра винтовой авиации дала нам немало славных имен. Но время брало свое. В конце 40-х реактивная техника пришла на смену винтовым машинам. Новая плеяда талантливых лётчиков подхватила эстафету мастеров воздушного боя периода Великой Отечественной.
Одним из асов, добившихся выдающихся результатов на реактивных истребителях, является полковник Е.Г. Пепеляев, сражавшийся в небе Кореи.
Евгений Георгиевич ПЕПЕЛЯЕВ - лётчик-истребитель, командир ИАП, наиболее результативный ас войны в Корее, Герой Советского Союза (1952).
Родился 18 марта 1918-го в Бодайбо Иркутской губернии. Окончил ФЗУ, первый курс Омского железнодорожного строительного техникума.
В выборе пути первостепенным было влияние старшего брата - Константина, ставшего военным лётчиком, сражавшегося в составе 402-го ИАП и погибшего в воздушном бою над озером Ильмень в 1941-м. Ещё до войны, переехав в Одессу к брату, Евгений добился приёма в аэроклуб, после окончания которого поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938-м.


Служил на Дальнем Востоке в 300-м ИАП. Летал на И-16, ЛаГГ-3. В ноябре 1943-го был направлен на стажировку на фронт. В составе 162-го ИАП, действовавшего на Белорусском фронте, провёл 12 боевых вылетов на Як-7Б.
Летом 1945-го замкомандира 300-го ИАП капитан Пепеляев участвовал в прикрытии войск 2-го Дальневосточного фронта, действовавшего против японских вооружённых сил. Провёл здесь более 30 боевых вылетов на Як-9Т.

Осенью 1945-го, после того как американские войска начали высаживаться в портах Жёлтого моря, Пепеляев будучи уже командиром 300-го ИАП был откомандирован в Северо-восточный Китай.
В декабре 1947-го окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава и был назначен заместителем командира 196-го ИАП, части, лётчики которой одними из первых освоили реактивные самолёты: в 1949 - Ла-15, а весной 1950 - МиГ-15.
Лётный талант Пепеляева был замечен, и его привлекают для участия в авиационных парадах. В паре с военным лётчиком Валентином Лапшиным, первыми в стране, они продемонстрировали так называемый встречный пилотаж на МиГ-15 - один из самых рискованных и впечатляющих видов воздушного представления.
В 1949-м он назначен командиром 196-го ИАП, а на следующий год полк был направлен в Китай для участия в Корейской войне. 196-й истребительный авиаполк наряду с 17-м ИАП был лучшим по итогам боевой деятельности, уничтожив в воздушных боях 108 американских самолётов, потеряв при этом 10 машин и 4 лётчиков.

Свою первую победу Пепеляев одержал в середине мая 1951 года, открыв счёт сбитых «Сейбров».

Полковник Пепеляев, командир 196-го ИАП, летал на этом МиГ-15бис, бортовой 925, во время войны в Корее в 1951-м. МиГ-15 имел неокрашенную металлическую обшивку с нанесенными на ней опознавательными знаками. Все МиГ-15 носили опознавательные знаки северокорейских ВВС.
За время боевых действий в Корее он сменил три МиГ-15 с бортовыми номерами 325, 925 и 760. Сам сбит не был, хотя «325» пришлось списать из-за деформаций фюзеляжа и оперения, произошедших во время воздушных боёв. С июня 1951-го Пепеляев и лётчики его полка одними из первых в стране стали летать на МиГ-15бис, новейшей машине того времени, отличавшейся более мощным двигателем ВК-1 и эффективными воздушными тормозами.
Пепеляев провёл лучший бой в сентябре 1951-го, когда в численно равном бою с 8-ю американскими машинами лётчики ведомой им группы сбили 4 самолёта, из них 2 уничтожил он сам. 6 октября командир подбил «Сейбр», совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейскими войсками. В считанные часы машина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в Союз. Это был первый захваченный «Сейбр». Цена трофея была столь высока, что, став предметом интриг, он в итоге не был засчитан Пепеляеву..




Всего Пепеляев совершил в Корее 108 боевых вылетов (из них 101 боевой вылет в 1951-м), в 38 воздушных боях одержал 23 победы над реактивными самолётами противника (один истребитель-бомбардировщик F-80, два истребителя-бомбёра F-84, пара истребителей-перехватчиков F-94, 18 F-86 "Sabre" ).
Другие отечественные исследователи называют и 18, и 20 побед Пепеляева, а американцы - 18. Три победы он отдал своему ведомому А. Рыжкову, и они не вошли в официальный счёт Пепеляева; таким образом, официально ему были зачислены 20 побед.
Сам Пепеляев в беседе с историками воздушной войны в Корее Юрием Тепсуркаевым и Леонидом Крыловым сказал по поводу своих воздушных побед следующее: «В двенадцати я уверен. Это точно на все 100 %. Если натянуть, то, может быть, и пятнадцать».
Среди причин успешной боевой работы своего полка Пепеляев называет высокую работоспособность и слётанность лётчиков, совершавших по несколько тренировочных вылетов в сутки. «Керосина» на выучку не жалели, и это сторицей оправдалось в боях. Немаловажным представляется и тот факт, что полк лично курировал командующий авиацией МВО В.И. Сталин - по мнению Пепеляева, жёсткий и требовательный человек, толковый лётчик, командир почти с неограниченными возможностями.
Полковник Пепеляев налетал более 2000 часов, освоил около 30 типов крылатых машин, среди них реактивные истребители Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9.
В 1958-м он окончил Военную академию Генштаба. Летал до 1962-го, демобилизовался в 1973 году. После демобилизации работал в НИИ. Жил в Москве.

Автор книги «Миги» против «Сейбров».
Умер 4 января 2013 года. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.
Награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., двумя орденами Красной Звезды, медалями.

В июне 2015-го в Москве на доме 66, корпус 1 по Зелёному проспекту, где многие годы жил легендарный лётчик, была установлена меориальная доска в честь Героя Советского Союза лётчика Евгения Пепеляева.

Tags: АВИАЦИЯ, военные, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments