?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Кавалер "Золотой Звезды" № 1
коты растут
kot_or_osl
Лётные лики

Анатолий Васильевич ЛЯПИДЕВСКИЙ - лётчик, генерал-майор авиации (1946), первый Герой Советского Союза (1934).
Родился 10/23 марта 1908-го в с.Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарского края) в семье священника. Семья из династии священнослужителей Тульской губернии. Детство провёл в Ейске. Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом косилки, помощником шофёра на маслобойном заводе.
В РККА - с 1926-го. В 1927-м окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928-м - Севастопольскую школу морских лётчиков. Служил в строевой части ВВС Краснознамённого Балтийского флота, затем - лётчиком-инструктором в Ейской школе морских лётчиков. С 1933-го - в запасе. Работал пилотом в Дальневосточном управлении ГВФ.
Первым проложил регулярный воздушный путь для пассажиров на Сахалин.


В 1934-м принимал участие в спасении челюскинцев. Совершил 29 поисковых полётов на АНТ-4 в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934-го, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек - 10 женщин и два ребёнка.
Уже годы спустя Ляпидевский вспоминал: «Мы готовились к броску на льдину челюскинцев 29 раз. Вылетали, брали курс и каждый раз возвращались - стихия свирепствовала, мороз доходил до сорока градусов, а летали мы тогда без стеклянных колпаков над кабиной и даже без защитных очков, просто лицо оленьей шкурой обматывали и оставляли маленькие щёлочки для глаз. Но от холода ничего не спасало. На самолётах не было и радиосвязи, то есть приходилось полностью полагаться на свой опыт. Но в конце концов на 30-й полёт я обнаружил этот лагерь. Решил садиться. Захожу на посадку раз, другой - но для большой тяжёлой машины площадка была очень маленькой, всего 400 на 150 метров. Промажу -ударюсь о льды, проскочу - свалюсь в воду. Сделал два круга и на минимальной скорости сел на льдину. Когда вылез, все вокруг кричали, обнимались, лезли целоваться. А у меня в голове одна мысль: чёрт, а как же я отсюда вылетать-то буду?!»
Советская пропагандистская машина превратила головотяпство чиновников, оставивших пароход без ледокольного сопровождения, в эпический подвиг по спасению челюскинцев. Тем более что и сама спасательная кампания по своему драматизму ничуть не уступала трагедии чудом выживших полярников.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Ляпидевскому 20 апреля 1934-го присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
4 ноября 1939 года, при вручении медалей «Золотая Звезда», ему была вручена медаль № 1. Почему первым стал именно он? А хуйегознает!.. Так решил "отец народов".
Наверное, всё же потому, что именно Ляпидевский реально первым нашёл челюскинцев и первым вывез нескольких из них. Так что тут всё, думается, правильно.
С 1935 года вновь в рядах армии. В 1939-м Анатолий Васильевич окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. С 1939 года - заместитель начальника Главной инспекции Народного комиссариата авиационной промышленности, директор авиационного завода № 156 (Москва, с октября 1941 года - Омск).
Участник Великой Отечественной войны: с мая по сентябрь 1942 года - начальник 4 отдела НИИ ВВС, в сентябре 1942-го − сентябре 1943-го - заместитель командующего ВВС 19-й армии, начальник полевого ремонта 7-й воздушной армии (Карельский фронт).
С 1943-года - вновь директор авиационного завода.

Автор книг "Пятое марта", "Челюскинцы".

После окончания войны работал главным контролёром Госконтроля СССР, заместителем министра авиационной промышленности, директором завода Министерства среднего машиностроения. С 1961 года генерал-майор авиации А.В. Ляпидевский - в запасе.
Кстати, мало кто знает, что зятем Ляпидевского был народный артист России Анатолий Кузнецов - "товарищ Сухов" из «Белого солнца пустыни».
Умер 29 апреля 1983 года, простудившись на похоронах Ввсилия Сергеевича Молокова, который, между прочим, вместе с С. Ляпидевским был одним из первых его инструкторов. Для больного лейкемией Анатолия Васильевича эта простуда стала фатальной. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Награждён тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "Знак Почёта", медалями.
Его именем названы улицы в Москве и во многих городах бывшего Союза. На доме, где он жил (Никитский бульвар, 9) установлена мемориальная доска.


  • 1
"Почему первым стал именно он? А хуйегознает!.. Так решил "отец народов"."
- ну вообще-то ты сам потом правильно написал, №1 за то, что он первым нашел лагерь Челюскинцев. А вот почему Леваневский №2 заимел - боольшой вопрос :-)))

Теперь о "головотяпстве" - достаточно открыть педивикию, и в ней проситать, что "Корабль был построен в соответствии со специальными требованиями Ллойда — «усиленный для навигации во льдах» (англ. ✠100 A1 strengthened for navigation in ice). В пресс-релизе фирмы B&W пароход был отнесён к судам ледокольного типа (the ice breaking type) для специальных целей или для специального торгового мореплавания (арктической торговли)." Так что ледокол ему нужен не был...
Многое действительно головотяпство - но тут не тот случай :-)

Отвечу также: хуй его знает!

  • 1