kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Бой-баба!

Лётные Лики


Марина Михайловна РАСКОВА -  советская лётчица-штурман, майор; одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза (1938).
Родилась 28 марта 1912-го в Москве. Отец - Михаил Дмитриевич Малинин, артист оперы (баритон) и антрепренёр, вокальный педагог. Мать - Анна Спиридоновна (в девичестве Любатович) - учительница средней школы. Училась в Московской консерватории.
Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. В апреле 1929-го вышла замуж за инженера этого же завода Сергея Ивановича Раскова и прервала работу до октября 1931-го вследствие рождения дочери Татьяны (с мужем развелась в октябре 1935-го). С 1932-го - лаборантка аэронавигационной лаборатории ВВА им. Жуковского. В 1934-м окончила Ленинградский институт инженеров ГВФ, стала штурманом.
В 1935-м окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в ВВА им. Жуковского в должности инструктора-летнаба.

В 1937-м в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на лёгком гоночном АИР-12; в 1938-м - в установлении двух мировых авиарекордов дальности на пассажирской летающей лодке МП-1.
24-25 сентября 1938-го на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир В.С. Гризодубова, второй пилот - П.Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва - Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км). При вынужденной посадке по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.
По словам Валентины Гризодубовой, Марина Раскова была кадровым сотрудником НКВД, а в штурманском деле разбиралась плохо - да никак! Она ведь даже чуть не погибла при аварийной посадке "Родины", когда, выпрыгнув с парашютом, пошла совсем в другую сторону и далеко не сразу определила место посадки их самолёта ДБ-2.
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938-го Марине Михайловне Расковой присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда».
В РККА - с 1938-го. Одновременно находилась в штате НКВД: в феврале 1937 года - феврале 1939 года - штатный консультант, затем уполномоченный особого отдела НКВД, позже - в 3-м Управлении Народного комиссариата обороны СССР, старший лейтенант госбезопасности. Жила в Москве.
Когда началась Великая Отечественная, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным (?), чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые стремились попасть на фронт, чтобы изгнать захватчиков с территории своей Родины.
В конце октября 1941-го с одобрения Ставки ВГК и с поддержкой ЦК ВЛКСМ в Энгельсе на Волге она сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного на пикирующих бомбёрах Пе-2 и 588-го ночного бомбардировочного (По-2). Позднее Раскова была назначена командиром 587-го БАП. Во время войны 587-й БАП был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк.
Очень странно, что формируя женские корпуса, она сама так и не воевала, погибнув в авиакатастрофе в тылу...
4 января 1943-го Марина Михайловна Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района - в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования ("Уголок неба" уверяет, что "погибла в бою").
После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Награждена двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями. В местах её жизни и деятельности установлены памятники и бюсты. Автор книги "Записки штурмана." В честь Марины Расковой названы посёлки, площади, улицы и переулки во многих городах бывшего СССР. Самолёт для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации типа Ту-134Ш носит её имя.
Tags: АВИАЦИЯ, военные, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments