kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Category:

Восемь субъективных событий одного авиа-космического дня

Наследники Нестерова


20 апреля, 1936 год. Впервые в СССР петля Нестерова выполнена на двухмоторном самолёте.

В.К. Коккинаки выполнил её на тяжёлом экспериментальном бомбардировщике ЦКБ-26 ОКБ С.В. Ильюшина.

Оружие Победы

20 апреля, 1942 год. Состоялся первый полёт серийного фронтового истребителя Ла-5 (лётчик-испытатель Г.М. Мищенко).
Базовой моделью стал ЛаГГ-3. Всего было произведено 9920 этих одномоторных истребителей.
Лётчики быстро оценили новый самолёт как очень хороший, а техники были довольны отсутствием системы водяного охлаждения, которая причиняла много неудобств в полевых условиях. Переучивание лётного состава происходило как в запасных истребительных авиационных полках, так и во фронтовых условиях. Летом 1943-го совершенно новый Ла-5 совершил вынужденную посадку на немецком аэродроме, что дало немцам возможность провести всесторонние лётные испытания машины. Пилот-испытатель Ханс-Вернер Лерхе написал детальный отчёт.
Ла-5 принимали активное участие в боях с конца 1942-го
по лето 1943-го, после чего их заменили более совершенные варианты Ла-5Ф, Ла-5ФН и впоследствии Ла-7. Хотя некоторые Ла-5 воевали и в 1944-м. Наиболее широко Ла-5 применялся во время Курской битвы. Именно здесь (на аэродроме п. Уразово) открыл свой боевой счет знаменитый советский ас Иван Кожедуб.

Не увидишь и в авиамузее

20 апреля, 1960 год. Первый полёт многоцелевого транспортного винтокрыла Ка-22.
От вертолёта у него были винты, а от самолёта - крылья. Полётный вес - 35 т, скорость - 350 км/ч.
Во время первого полёта был обнаружен флаттер лопастей несущих винтов, приведший к отрыву полутораметрового куска лопасти от левого винта. С большим трудом повреждённый винтокрыл удалось посадить поперёк ВПП. В ходе испытаний постоянно возникали технические проблемы - пришлось поменять двигатели и редукторы, изменить направление вращения несущих винтов.
28 августа 1962-го при заходе на промежуточную посадку на аэродром Джусалы в ходе перегонки из Ташкента в Москву для прохождения приёмо-сдаточных испытаний Ка-22 завалился влево, перевернулся и столкнулся с поверхностью. Весь экипаж (7 человек во главе с командиром экипажа лётчиком-испытателем Д.К. Ефремовым) погиб. Причиной катастрофы стал разрыв троса системы управления.
16 июля 1964-го в ходе испытательного полёта в Подмосковье потерпел катастрофу, войдя в крутое пике после неконтролируемого поворота направо. Попытки экипажа выровнять машину привели к отрыву правой мотогондолы и дальнейшему разрушению винтокрыла. В катастрофе погибли пилот С.Г. Бровцев и техник А.П. Рогов.
Ка-22 оказался крайне сложным в управлении, не похожим ни на вертолёт, ни на самолёт. Было принято решение не пускать Ка-22 в серийное производство.
Хотя фюзеляж обеспечивал вместимость, достаточную для перевозки 80 - 100 пассажиров. Главными недостатками Ка-22 были большие потери мощности на привод тянущих винтов и большие потери тяги от обдувки крыла потоком несущих винтов. Кроме этого, желая получить серьёзное улучшение характеристик (например, скорости) нельзя обойтись без адекватного улучшения двигателей. Предпочтение отдали тяжёлому вертолёту Ми-6, который уже с конца 1959-го был запущен в серийное производство, в 1963-м принят на вооружение, а в 1964-м начинает продаваться за рубеж. Соревнование закончилось победой вертолёта.
Можно добавить, что два серийных винтокрыла долгие годы простояли на заводском аэродроме, но ни один из уникальных аппаратов так и не попал в авиамузей.


Был в основе системы ПВО страны

20 апреля, 1963 год. Первый полёт первого серийного истребителя-перехватчика Су-15; лётчик-испытатель В.Т. Выломов, Новосибирский авиазавод.
Су-15
(по кодификации НАТО: Flagon - «графин», обозначение прототипа - Т-58) - советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов. Долгое время составлял основу ПВО СССР и участвовал во множестве происшествий, связанных с полётами иностранных самолётов над территорией СССР. Наиболее известное такое происшествие с участием Су-15 случилось в 1983 году. Тогда Су-15, пилотируемый Геннадием Осиповичем, сбил южнокорейский пассажирский Боинг 747. Также Су-15 прервал полёт южнокорейского пассажирского самолёта Боинг 707 над Кольским полуостровом в 1978 году.



Прогулки на лунном автомобиле



20 апреля, 1972 год. Прилуняется пилотируемый космический корабль «Аполлон-16». Это был 10-й пилотируемый полёт в рамках американской программы.

Посадка на Луну едва не была отменена из-за возникших неполадок в резервной системе управления вектором тяги основного двигателя командно-служебного модуля. После тщательного анализа специалистами на Земле сложившейся ситуации и возможных последствий разрешение на посадку было дано с 6-часовой задержкой.

Командир экипажа Джон Янг и пилот лунного модуля Чарльз Дьюк провели на Луне почти трое суток - 71 час. Они совершили три поездки на «Лунном Ровере» (автомобиле), общей протяжённостью 26,9 километра. Три выхода на поверхность Луны продолжались в общей сложности 20 часов 14 минут. Было собрано и доставлено на Землю 95,7 килограмма образцов лунной породы. В ходе этой экспедиции был установлен рекорд скорости передвижения по Луне на лунном автомобиле - 18 км/ч.

Провокация в небе над Карелией

20 апреля, 1978 год. Боинг 707 (номер HL-7429, а/к Korean Air Lines) с 97 пассажирами на борту, выполнявший рейс 902 Париж - Анкоридж - Сеул, отклонился от своего маршрута на 200 км и вторгся в воздушное пространство СССР в районе Мурманска.
Будучи перехваченным Су-15ТМ (лётчик – капитан Басов), на сигналы не реагировал, и попытался уйти в сторону Финляндии (согласно советской версии, которая отвергалась командиром Боинга). Перехватчик выпустил по нарушителю две ракеты, одна из которых поразила цель. Боинг успешно совершил аварийную посадку на лёд замёрзшего озера Корпиярви возле посёлка Лоухи. Погибли от осколков снарядов два пассажира - предприниматель из Южной Кореи и турист из Японии, 13 – почили ранения. Всего на борту было свыше 100 человек.

Экипаж программу не выполнил


20 апреля, 1983 год. Запущен космический корабль «Союз Т-8». Экипажем В.Г. Титов, Г.М. Стрекалов и А.А. Серебров.

Программа полёта предусматривала стыковку корабля «Союз Т-8» с орбитальным комплексом «Салют-7» — «Космос-1443», который с декабря 1982-го был необитаем и находился в автоматическом режиме полёта. В момент сброса головного обтекателя ракеты-носителя, была повреждена антенна автоматической системы стыковки «гла». В результате антенна стыковки не смогла полностью раскрыться. Несколько попыток экипажа выправить антенну не удались. После того, как были израсходованы ресурсы топлива, экипаж был вынужден вернуться на Землю.

Вам - взлёт!


20 апреля, 2001 год. Первый полёт среднемагистрального грузопассажирского Ан-74ТК-300 с ТРДД Д-36; экипаж А.А. Круца.

Ан-74ТК-300 - грузопассажирский самолёт, созданный в 2001-м в Харькове гна авиазаводе на базе транспортного Ан-74 с перенесёнными под крыло двигателями и новым интерьером пассажирского салона, разработанным «ИнтерАМИ Интерьер». Он был запланирован как модернизация Ан-74, но, по сути, стал принципиально новым высокоэкономичным самолётом семейства «Антонов» с улучшенными аэродинамическими свойствами и современным дизайном интерьера пассажирской кабины. Первый полет состоялся 20 апреля 2001 года в Харькове на аэродроме ХГАПП.

Особенностью компоновки самолёта является установка двухконтурных турбореактивных двигателей Д36 серии 4А с реверсом тяги (производства «Мотор Сич») под крылом на пилонах. Новая компоновка позволила значительно увеличить крейсерскую скорость, дальность полета и экономическую эффективность самолёта. АН-74ТК-300 оснащен современным радиосвязным и пилотажно-навигационным оборудованием в соответствии с требованиями ICAO до 2015 года, что обеспечивает полеты самолёта на оборудованных трассах во всех регионах, в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью.
Произведено ттри машины. Ещё три, судя по реестру, находятся в производстве.
17 мая 2014-го п
ри заходе на посадку столкнулся с высоким деревом и потерпел катастрофу в 4 км до ВПП аэропорта Сиангкхуанг. Погибли 17 человек, все - высокопоставленные чиновники правительства Лаоса, в том числе министр обороны Лаоса и министр общественной безопасности Лаоса.

Tags: АВИАЦИЯ, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments