?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Несколько субъективных событий одного авиадня
коты растут
kot_or_osl



6 июня, 1910 год. Первый полёт лёгкого самолёта Гаккель III Я.М. Гаккеля. Совершил его В.Ф. Булгаков. Это был второй самолёт отечественной конструкции.
Комиссия Всероссийского аэроклуба официально зарегистрировала первый полёт по прямой на расстояние около 200 м аэроплана русской конструкции (позднее выяснилось, что за день до этого совершил подобный полёт А.С. Кудашев в Киеве). Сколько-нибудь длительных полётов на этом самолёте сделано не было из-за неудовлетворительной работы двигателя ("Анзани" 35 л. с.), который быстро перегревался и вынуждал идти на посадку. Не оправдал себя и S-образный профиль крыла, от которого Гаккель вскоре отказался.


6 июня, 1911 год. Первый в мире (?) пробный поиск подводной лодки с самолёта осуществил лейтенант Второго Флотского экипажа Отдела воздушного флота В.В. Дыбовский.
На самолёте-разведчике Nieuport IV с высоты более 1000 м. он произвёл обследование бухт и морского побережья от Севастополя до Херсонесского маяка и от него - до реки Качи.

6 июня, 1940 год. Первый полёт истребителя Су-1; А. Попельнюшенко.
Су-1 отличался от других машин такого же назначения тем, что его спроектировали под двигатель М-105П мощностью 1100 л. с., оснащённый двумя турбокомпрессорами-нагнетателями, которые работали от выхлопных газов.


6 июня, 1942 год. Первый полет дальнего истребителя Як-7ДИ - прототипа Як-9.


6 июня, 1945 год. Первый полёт опытного экспериментального фронтового истребителя Як-9 с 57-мм пушкой Ш-57.
Як-9 был создан как истребитель для сопровождения бомбардировщиков дальней авиации. Один из немногих самолётов А.С. Яковлева, который приспосабливали для выполнения различных боевых задач. Например, существовал самолёт-разведчик Як-9Р, у которого за кабиной пилота в отсеке помещался фотоаппарат. Существовал также Як-9ПД - самолёт-перехватчик.
Массово на самолёты пушки Н-57 не устанавливались: после войны изменились требования к баллистике и калибру авиапушек в связи с переходом на реактивную авиацию.


6 июня, 1947 год. Первый полёт реактивного истребителя Як-17; Г.С. Климушкин.
Як-17 - непосредственное развитие Як-15, тех же форм и размеров, но шасси - с носовым колесом.


6 июня, 1957 год. С борта самолёта-носителя Ту-95К был выполнен первый пуск крылатой ракеты X-20 Комета-20.




6 июня, 1971 год. Столкновение над горным массивом Сан-Габриель в окрестностях Дуарти.
Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-31 а/к Hughes Airwest выполнял рейс из Лос-Анджелеса в Солт-Лейк-Сити под радиолокационным контролем и поднимался до эшелона 330 (10060 м). А истребитель McDonnell Douglas F-4B-18-MC Phantom II Корпуса морской пехоты США выполнял перелёт на базу Эль-Торо на высоте 15 500 футов (4,72 км) по ПВП. Но на высоте около 15150 футов (4620 м) в ясную погоду при безоблачном небе самолёты столкнулись и разрушились.
В результате погибли 50 человек: все 49 человек на борту DC-9 и один из членов экипажа F-4. Второй член экипажа истребителя успел катапультироваться и выжил.
6 июня, 1975 год. Завершены государственные совместные испытания истребителя-перехватчика Су-15ТМ с фронтовым вооружением.



6 июня, 1983 год. В небе над Северной Атлантикой во время одиночного патрулирования на палубном истребителе с ВВП Sea Harrier FRS.1 младшего лейтенанта Джена Уотсона возник отказ навигационной системы и радиосвязи.
Обнаружить свой авианосец " Illustrious" Королевского флота ему не удалось. Когда топлива осталось на 6 мин. полёта, он увидел на экране локатора какое-то судно на расстоянии около 130 км. Оказалось, что это небольшой испанский контейнеровоз "Альрайго" водоизмещением 2000 т, на палубе которого вдоль одного борта установлены стандартные грузовые контейнеры. Приблизившись, Уотсон жестами объяснил капитану судна, что намерен садится на эти контейнеры.
Капитан, чтобы облегчить "посадку", приказал застопорить ход, что в свою очередь только затруднило посадку, так как увеличило качку судна. Времени оставалось всего одна минута, поэтому Уотсон зашёл на группу из четырёх контейнеров и
произвёл вертикальную посадку на импровизированную площадку шириной 4.88 м и длиной 12 м, расположенную на высоте 2.5 м от палубы. В этот день высота волны составляла около 3.5 м, а скорость ветра около 10 м/с. Из-за качки самолёт начала скользить по гладкой поверхности к борту, с вероятностью шлепнуться в воду, поэтому Уотсон убрал основную опору шасси и машина легла фюзеляжем на контейнеры…
Про пиздюли, которые получил, лётчик, промолчу... Сам же Sea Harrier после этого случая служил ещё 20 лет, а сейчас является экспонатом авиамузея.



6 июня, 1994 год. Катастрофа Ту-154М а/к China Northwest Airlines, в которой погибли 160 человек. Это была тогда крупнейшая авиакатастрофа в КНР.
Самолёт должен был выполнять рейс из Сианя в Гуанчжоу. Пилотировал его экипаж из 14 человек. Всего на борту находились 146 пассажиров. Самолёт вылетел из аэропорта Сяньян и начал набор высоты. Но всего через 8 минут (по другим данным - 10 минут) после его вылета диспетчеры аэропорта потеряли с рейсом связь, а засветка самолёта пропала с экранов радиолокаторов. Обломки Ту-154 были найдены в 18 милях юго-западнее аэропорта. Все 160 человек на борту погибли.
Причиной катастрофы стало нарушение схемы подключения автопилота. Вечером предыдущего дня персонал аэропорта в практически полевых условиях провёл ТО, в ходе которого ошибочно поменял местами канал руля направления и канал управления креном. Когда следующим утром экипаж при совершении набора высоты включил автопилот, тот из-за ошибок в подключении начал создавать нарастающие колебания. Они, в конце концов, и привели к тому, что конструкция самолёта не выдержала перегрузок и разрушилась.


  • 1
Як-17 забавный самолет :-))))) кстати, активно экспортировался :-)))

Да, выпущено немного, но обучено - весьма немало! + Китай, Польша, Румыния производили.

Красивый самолет :-) Впрочем, как почти все у Яковлева

Сколько всего на поднимали и на рекордили

Сдается мне, что первая дата - по старому стилю.

А ведь, возможно, ты и прав! Спорить не берусь.

на все 100%

Это в наших книгах пошла путаница из-за перевода даты взад-вперёд.
А в газетах старорежимных писано было в новостях "6 июня". ("Новое время" - "Утро России" и т.далее в региональные листки)

Второй дискуссионный момент по этому отечественному аппарату/полёту - каким он был по счёту среди "первых русских".
Дёмин считал, что третий (Кудашев - Сикорский - Гаккель).
Михеев - что четвёртый (Кремп - Кудашев - Сикорский - Гаккель).

Спорить не буду: исследователям виднее.
А вот по счёту я всегда думал: Кудашев, Гаккель, Сикорский. Не говоря о поляках со всей Европы.

У нас же такая же проблема была с тушканом! Столько лет спустя! Но нам повезло больше. А смерть за Волковым ходила по пятам , как оказалось...

Это ты о чём конкретно?

"Причиной катастрофы стало нарушение схемы подключения автопилота. Вечером предыдущего дня персонал аэропорта в практически полевых условиях провёл ТО, в ходе которого ошибочно поменял местами канал руля направления и канал управления креном. Когда следующим утром экипаж при совершении набора высоты включил автопилот, тот из-за ошибок в подключении начал создавать нарастающие колебания."

И наш 85563: На машине RA-85563 было перепутано подключение двух питающих фазных проводов в системе электроснабжения 36 вольт, что вызвало отказ системы демпфирования.АБСУ-154 питается трёхфазным напряжением 36 В обратной фазировки (фазные напряжения принимают положительные значения в порядке A, C, B) и аварийные источники 36 В (преобразователи ПТС-250 27/36 В) сразу вырабатывают напряжение обратной фазировки, а основные источники (трансформаторы ТС330СО4Б 208/36 В) вырабатывают напряжение прямой фазировки и требуется их обратное подключение на переключающем контакторе (приходящие на колодку контактора провода — A-C-B, по цветам — жёлтый-красный-зелёный, а отходящие — в обычном порядке жёлтый-зелёный-красный). Но подготавливавший машину к перелёту на капремонт сотрудник этого исключения не учёл и подключил провода «цвет к цвету» — жёлтый против жёлтого и так далее. В результате часть АБСУ была запитана неправильной фазировкой, БДГ-26 (блоки демпфирующих гироскопов) выдавали сигналы обратной полярности и АБСУ вместо демпфирования раскачивала самолёт. Экипаж проявил профессионализм в пилотировании, посадив практически неуправляемый самолёт, но полный непрофессионализм в знании матчасти, не распознав причины раскачки и просто не отключив выключателями в кабине рулевые агрегаты АБСУ.

Вот теперь понятно.

  • 1