?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Лётные лики
коты растут
kot_or_osl
"Маресьев" Первой Мировой

Александр Николаевич ПРОКОФЬЕВ-СЕВЕРСКИЙ - русский и американский лётчик, изобретатель, авиаконструктор.
Родился 24 мая/7 июня 1894-го в семье потомственных дворян. Его предки Прокофьевы были военными, а отец, Николай Георгиевич Прокофьев, стал известным в Петербурге певцом, режиссёром и владельцем театра (его сценический псевдоним - Северский).
Учился в Морском кадетском корпусе, который окончил в декабре 1914-го в чине мичмана. К моменту поступления в корпус он уже умел летать - отец был одним из первых самолётовладельцев в России. В 1914-1915-х в России при Военно-морском флоте начали создавать авиагруппы, предназначенные для морской разведки и совместных действий с кораблями. Среди молодых моряков, направленных в Севастопольскую авиашколу для подготовки лётчиков морской авиации, был и мичман Прокофьев-Северский. 2 июля 1915-го он сдал экзамен и получил звание морского лётчика.
Летом 1915-го во время боевого вылета подорвался на собственной бомбе и был тяжело ранен. Ему ампутировали правую ногу. Тем не менее он решил вернуться в строй и упорно учился ходить сначала на костылях, а затем с протезом (вспомним о советском Маресьеве).

В начале 1916-го приступил к службе на петербургском заводе 1-го Российского товарищества воздухоплавания в качестве наблюдателя за постройкой и испытанием гидросамолётов, предназначенных для авиации Балтийского флота. В это время начал работать в качестве конструктора. Предложил схему, чертежи конструкции и технологию перехода летающих лодок с поплавков на лыжи, что позволило авиации флота действовать зимой. Чтобы доказать, что может летать, однажды во время показательных полётов без разрешения заменил недостающего лётчика. Узнав об этом случае, Николай II захотел сам увидеть прославившегося офицера. И вот высокий стройный морской офицер, показав прекрасную строевую выправку, предстает перед императором. Тот осторожно спрашивает о протезе. Получив утвердительный ответ, царь без колебаний разрешает Александру летать.
Вскоре молодой авиатор показал себя как выдающийся боевой лётчик и 3 февраля 1917-го он был произведён «за отличие» в старшие лейтенанты.
Весной 1917-го Александр ехал по улицам Петрограда на мотоцикле. Неожиданно его сбил грузовик, раздробил протез и сильно ушиб здоровую ногу.

Но после лечения он вновь вернулся на фронт, служил в составе истребительной морской авиации, летая на Ньюпоре. В одном из воздушных боёв его ранило в руку, но он продолжал атаковать и сбил немецкий "Альбатрос".
К октябрю 1917-го года лейтенант Прокофьев-Северский был одним из самых известных лётчиков-асов в России. Он налетал 1600 часов, участвовал в 57 воздушных боях, принудил к посадке три самолёта противников, имел множество боевых наград, в том числе почётное Золотое оружие и орден Св. Георгия 4-й степени, вручённый лично главой Временного правительства 12 октября «за отличие в делах против неприятеля» произведен в чин старшего лейтенанта. Был награждён специальной наградой за ценные изобретения в области морской авиации. Занимал должность командующего истребительной авиацией Балтийского флота и технического консультанта при Адмиралтействе.
В начале 1918-го эмигрировал в США. Оставшись не у дел, Прокофьев-Северский стал подыскивать себе новую работу. Вскоре состоялась его встреча с известным генералом Билли Митчеллом - убеждённым сторонником развития бомбардировочной авиации, будущим «крестным отцом» американских военно-воздушных сил. Прокофьев-Северский поделился с ним своими соображениями по техническому усовершенствованию самолётов. Идеи молодого русского лётчика заинтересовали генерала, и он предложил ему место инженера-консультанта при Военном министерстве в Вашингтоне. В 1927-м получил американское гражданство, и ему было присвоено звание майора ВВС США в запасе.
Для развития и коммерческого использования своих идей в 1922 году основал фирму «Seversky Aero Corp». Фирма работала успешно, было разработано несколько технических новинок, однако во время Великой депрессии разорилась.
В феврале 1931-го Северский основал новую фирму «Seversky Aircraft Corp.», где являлся одновременно президентом, конструктором и лётчиком-испытателем; главным инженером стал его земляк, талантливый грузинский авиаконструктор Александр Картвели.
Среди их разработок такие самолёты как лёгкий самолёт-амфибия SEV-3, истребитель P-35 и 2PA.

Одним из самых массовых истребителей времён второй мировой войны стал P-47 Thunderbolt. Являясь авиаконструктором и владельцем фирмы, Северский продолжал сам испытывать и пилотировать самолёты. Например он был первым среди американцев, кто пилотировал новейший (на то время) английский истребитель Supermarine Spitfire.
Фирма разработала несколько новых моделей самолётов, но не была коммерчески успешной, и в 1939 году Северского без его ведома и в его отсутствие сняли с поста президента, а саму фирму преобразовали и переименовали вRepublic Aviation Company.
Благодаря своему умению выступать на публике, Северский стал знаменитостью и постоянно находился в центре внимания прессы. Даже его переезд на новую квартиру в 1942 году удостоился заметки в The New York Times.
Всеобщую известность Северскому принесла книга Victory Through Air Power («Воздушная мощь - путь к победе»), опубликованная в 1942-м и быстро ставшая бестселлером. В этой книге Северский аргументированно утверждает, что США могут и должны стать державой, лидирующей в воздухе, заняв тем самым военное лидерство в мире.
По этой книге компания Уолта Диснея сняла пропагандистский фильм, в котором, в промежутках между рисованными анимированными сценами, выступал сам Александр Северский. Этот фильм Рузвельт и Черчилль просматривали совместно.
К концу второй мировой войны Прокофьев-Северский был признанным авторитетом в делах военной стратегии и имел должность консультанта по военным делам при правительстве США. В 1945 он был награждён медалью «За заслуги» - самой почётной наградой США, присуждаемой гражданским лицам.
До конца своей жизни Прокофьев-Северский оставался консультантом ВВС США и лектором Авиационного университета, где обучались будущие командиры военно-воздушных подразделений. Он много ездил по стране, читал лекции, выступал в прессе, участвовал в конференциях.

Александр Прокофьев - герой рассказа А.И. Куприна «Сашка и Яшка». Ему посвящены страницы в романе В.С. Пикуля «Моонзунд».


Александр Северский умер в 1974 году в мемориальном госпитале в Нью-Йорке, он похоронен в кладбище Вудлон в Бронксе.


  • 1
Россия всегда была богата героями! Есть чем и кем гордится.
Доброе утро!

Утро доброе! Гордиться будем, пока жива Россия.

Спасибо за пост, ЖЖ - источник знаний )))


Спасибо, как всегда новое

  • 1