kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Трижды Герой

Лётные лики

Иван Никитович КОЖЕДУБ -  лётчик-ас времён Великой Отечественной, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (6 мая 1985).
Родился 8 июня 1920-го в с. Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии. В 1934-м окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в г. Шостка.
Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. В начале 1940-го поступил на службу в РККА и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиашколу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.
После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан, вЧимкент. 23 февраля 1942-го емубыло присвоено звание старшего сержанта. В ноябре 1942-го Кожедуб был откомандирован в 240-й ИАП 302-й истребительной АД, формирующийся в Иваново. В марте 1943-го в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.
Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним - его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитта-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попала пара их снарядов. Несмотря на то, что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению тот не подлежал, и лётчику пришлось летать на «остатках» - имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но комполка заступился за него. В начале лета 1943-го Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность замкомэска. Вскоре после этого, 6 июля 1943-го на Курской дуге, во время 40-го боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбёр Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109.


Ла-5 - первая боевая машина Ивана Кожедуба.  Весна 1943-го.

Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу (уже старшему лейтенанту) было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.


Другой вариант окраски "именного" Ла-5, переданного И.Н. Кожедубу.




С мая 1944-го Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В.В. Конева.
В августе 1944-го, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского ИАП и стал воевать на новом истребителе Ла-7.
Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.


Ла-7 гвардии майора И.Н. Кожедуба.  176-й ГвИАП, 1945 год.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени - гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262. Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл 17 апреля 1945-го в небе над Берлином. За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит.
Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200 - 300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.
В своей автобиографии Кожедуб утверждает, что им в 1945-м были сбиты два американских P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.
И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262, который он сбил 19 февраля 1945-го, однако он не был первым, кому это удалось сделать - ещё 28 августа 1944-го один сбитый Me-262 был записан на счёт американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса, а всего до февраля 1945-го американским лётчикам было официально засчитано около 20 сбитых самолётов этого типа.
В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако архивные исследования (Михаил Быков и др.) показали, что эта цифра немного занижена - в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 - Ме-109 и 11 апреля 1944 - ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт Героя.
По информации Первого канала ТВ, в конце Великой Отечественной американскими лётчиками в зоне действий советской авиации были сбиты советские истребители. И.Н. Кожедуб вылетел и лично подбил два американских истребителя, виновных в этом акте агрессии.
В книге Николая Бодрихина «Советские асы» приведены несколько иные обстоятельства этого эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика атаковавшие его немецкие самолёты, после чего был сам атакован американским истребителем с очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолёта; судя по словам выжившего американского лётчика, американцы приняли самолёт Кожедуба за немецкий Фокке-Вульф.
По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949-м окончил Краснознамённую ВВА. В это же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948-м реактивный МиГ-15. В 1956-м окончил Военную академию Генерального штаба.
Во время войны в Корее командовал 324-й ИАД в составе 64-го истребительного авиакорпуса. С апреля 1951-го по январь 1952-го лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв 27 машин (9 пилотов погибло).
В 1964 - 1971 - заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971-го служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года - в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970-м Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. А в 1985-м И.Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации.
Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Памятники, бюсты и мемориальные доски в честь Героя установлены во многих городах.
Награждён орденами Ленина (трижды), Красного Знамени (семь), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями; иностранными орденами.
Tags: АВИАЦИЯ, военные, история, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments