kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

"Король истребителей"

Лётные лики

Николай Николаевич ПОЛИКАРПОВ - отчественный авиаконструктор, глава ОКБ-51, Герой Социалистического Труда (1940). Доктор технических наук (1940).
Родился  28 мая/8 июня 1892-го в с. Георгиевском Ливенского уезда Орловской губернии, в семье сельского священника. Закончив Ливенское Духовное училище, учится в Орловской семинарии, которую, однако, не заканчивает: сдав экстерном экзамены за курс гимназии, он в 1911-м поступает на механическое отделение Петербургского политехнического института, а с 1914-го, увлекшись авиацией, занимается на воздухоплавательных курсах при кораблестроительном отделении института.
В 1916-м, после защиты дипломного проекта, получает направление на авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода, где до 1918-го под руководством Игоря Сикорского работает заведующим производством. Участвует в постройке самолёта «Илья Муромец». Вскоре после революции Сикорский эмигрирует, Поликарпов остался в России. С 1918-го работал на заводе «Дукс» (авиазавод № 1), где до февраля 1923-го руководил техническим отделом.



Истребитель И-1

Весной 1923-го Поликарповым был создан первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400), ставший первым в мире истребителем - свободонесущим монопланом. В 1923-м под руководством Поликарпова создан и разведчик Р-1. В январе 1925-го Поликарпов добился организации на авиазаводе им. Авиахим опытного отдела и стал его начальником. В феврале 1926-го Поликарпова назначили начальником отдела сухопутного самолетостроения (ООС) ЦКБ "Авиатреста". В 1927-го он создает истребитель И-3, в 1928 - разведчик Р-5 (получил широкую известность в связи со спасением экспедиции парохода "Челюскин"),

УТС У-2 (По-2)

самолёт первоначального обучения У-2, получивший всемирную известность и переименованный в По-2 после смерти конструктора). У-2 (По-2) строился до 1959-го. За это время выпущено более 40 тысяч машин, на них было подготовлено более 100 тысяч лётчиков. Во время Великой Отечественной У-2 успешно применялись в качестве разведчиков и ночных бомбардировщиков.
Поликарпов был необоснованно репрессирован. В октябре 1929 г. его арестовывают по стандартному обвинению - "участие в контрреволюционной вредительской организации" - и без суда приговаривают к высшей мере наказания. Более двух месяцев Поликарпов находился в ожидании расстрела. В декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в "Особое конструкторское бюро" (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод № 39. Здесь совместно с Д. Григоровичем в 1930-м он разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет. В 1931-м коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей.

Истребитель И-153

Но после удачного показа Сталину, Ворошилову, Орджоникидзе самолёта И-5, пилотировавшегося Чкаловым и Анисимовым, было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова. Только в 1956-м - через 12 лет после смерти конструктора - Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.

В 30-х им были созданы истребители И-15, И-16, И-153 "Чайка", составившие основу советской истребительной авиации в предвоенные годы. 21 ноября 1935-го на И-15 В.К. Коккинаки установил мировой рекорд высоты - 14575 м.

После ареста А.Н. Туполева Поликарпов был назначен Главным конструктором авиазавода № 156 (ЗОК ЦАГИ). В начале января 1938-го его КБ переехало сюда с завода № 84. К концу 1938-го был построен истребитель И-180 - развитие И-16 с двигателем М-87.

Истребитель И-16

Но гибель на нем В.П. Чкалова в первом же испытательном полете вновь ввергло Поликарпова в опалу. Были арестованы его заместитель - ведущий конструктор Д. Томашевич, директор завода № 156 Усачев и другие. Самого Поликарпова от ареста спасло только то, что он отказался подписать акт готовности самолёта к первому полёту и ходатайство Байдукова. В мае 1939-го работы по И-180 были переданы на Государственный авиазавод № 1. Сюда же перевели и КБ, а Поликарпов стал техническим директором и главный конструктором завода. Параллельно со скоростным И-180 Поликарпов продолжил и линию маневренных бипланов - И-190 (проект 1939), И-195 (проект 1940).

В 1939-м Поликарпов выехал в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер Пётр Дементьев (будущий министр авиационной промышленности) выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый Опытный конструкторский отдел, а по сути - новое КБ, под руководством Артёма Микояна.
Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию. Поликарпов в качестве утешения получил премию за проектирование истребителя И-200 и... остался без многих опытных конструкторских кадров, без собственных помещений и, тем более, без производственной базы. На первых порах его приютил испытательный ангар ЦАГИ. Затем под Поликарпова в старом ангаре на окраине Ходынки был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ. На территории этого завода потом находился ОКБ и опытный завод П. Сухого.

Истребитель И-185

В 1938-м - 1944-м Поликарпов сконструировал ряд опытных военных самолётов: ТИС, ВИТ, СПБ, НБ и других. 11 января 1941-го взлетел И-185 - первый отечественный истребитель по требованиям 1940-го с двигателем воздушного охлаждения. В 1942-м он прошёл госиспытания и войсковые испытания на Калининском фронте. По оценке НИИ ВВС самолёт превосходил все отечественные и немецкие серийные истребители. Недоведённость двигателя М-71, катастрофа, в которой погиб летчик-испытатель В.А. Степанчонок,  и отсутствие завода не позволили запустить самолёт в серию.
Вокруг Поликарпова складывалась нездоровая атмосфера. Началась травля конструктора, работы тормозились, его обвиняли в консерватизме. Так продолжалось до 1942-го, когда Сталин взял Поликарпова под свою защиту. После смерти Поликарпова КБ возглавил В. Челомей, которому поручили разработку крылатых ракет.

В авиационных кругах Н.Н. Поликарпова называли «королём истребителей» - единственный монарх в отечественной авиации: на протяжении почти 10 лет советскую истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами.
С 1943-го Н.Н. Поликарпов одновременно с работой в ОКБ - профессор и заведующий кафедрой проектирования самолётов МАИ.

Скончался Н.Н. Поликарпов 30 июля 1944-го от рака желудка. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В Орле поставлен памятник авиаконструктору.
Лауреат Сталинских премий (1941, 1943).
На территории «ОКБ Сухого» создан мемориал, посвященный Н.Н. Поликарпову, где ему также установлен памятник.
На доме, где жил Поликарпов (Малый Патриарший пер., 5), и на здании МАИ - установлены мемориальные доски.

Tags: АВИАЦИЯ, Творцы и творчество, военные, история, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments