kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Несколько субъективных событий одного авиадня



17 июня, 1912 год. Успешно завершились испытания первого в мире ранцевого парашюта РК-1 конструкции Г.Е. Котельникова.
"В небе болтаются толпы бездельников... Что ж ты наделал, товарищ Котельников?"
17 июня, 1913 год. Абсолютный мировой рекорд скорости полёта - 179,79 км/ч; М. Прево (Франция) на специально созданном гоночном (!) моноплане Deperdussin Racer.
Конструкция этого самолёта во многом определила облик истребителей Первой мировой войны.


17 июня, 1928 год. Открылись линии американской компании Delta Air Service на 6-местном моноплане Travelaire. Потом эта компания стала называться Delta Air Lines.

17 июня, 1934 год. Первый испытательный полёт АНТ-20 "Максим Горький"; экипаж М.М. Громова.
Этот восьмимоторный монстр был способен перевозить 72 пассажира и являлся самым крупным сухопутным самолётом на тот день.
За основу был взят эскизный проект пассажирского варианта ТБ-4 с четырьмя редукторными двигателями М-34Р. Размах крыльев - 63 м, длина фюзеляжа - 32,5 м, полётный вес - 42 т, восемь моторов суммарной мощностью 7 тыс. л. с., пассажирских мест - 70, максимальная дальность полёта - 2000 км, максимальная высота полёта - около 6000 м.
Первый совесткий самолёт с автопилотом. 18 августа 1934-го он стал флагманом агитэскадрильи им. Максима Горького. В сравнении с новейшими тогда скоростными лайнерами он не имел перспектив и использовался только для демонстрационных полётов... Горькая судьбина его хорошо известна и весьма печальна.


17 июня, 1940 год. Мировой рекорд высоты (7134 м) с грузом 1 т для самолётов-амфибий; экипаж И.М. Сухомлина на четырёхмоторном гиганте АНТ-44Д (МТБ-2).
Красиво, удачно, но мало... Было выпущено всего два экземпляра.



17 июня, 1950 год. Погиб Герой Советского Союза лётчик-испытатель гвардии майор В.А. Киселёв - в испытательном полёте на пикирующем бомбардировщике Ту-2.

17 июня, 1955 год. Первый опытный полёт реактивного пассажирского Ту-104; экипаж Ю.Т. Алашеева.
Это был двухдвигательный самолёт на 50 пассажиров со стреловидным крылом; первый пассажирский реактивный, регулярно эксплуатировавшийся тогда на воздушных линиях. На нём выполнен ряд выдающихся перелётов, установлено 26 мировых рекордов.
15 сентября 1956-го на Ту-104 начались регулярные пассажирские перевозки. Самый первый рейс выполнялся по маршруту Москва - Омск - Иркутск. Регулярные рейсы были прекращены только через два с лишним десятка лет, когда был выработан ресурс и созданы машины следующего поколения.


17 июня, 1959 год. Первый полёт французского стратегического бомбардировщика Mirage IVA... Элегантен он, как истинный француз.


17 июня, 1959 год. Состоялся первый подлёт винтокрыла Ка-22; командир экипажа Д.К. Ефремов.


17 июня, 1966 год. Погиб лётчик-испытатель Б.Б. Оганджанян - на МиГ-21ПФМ.



17 июня, 1978 год. Первый беспосадочный полёт Ил-62М по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский.

17 июня, 1980 год. Мировой рекорд по набору максимальной высоты 5330 м в горизонтальном полете; А.В. Шерстюк на Ка-26.


17 июня, 1982 год. Первый полёт (висение) боевого Ка-50 "Чёрная акула" с ТВЗ-117ВМА.
Ка-50 - боевой армейский вертолёт, управляемый одним человеком. Предусмотрена автоматизация управления и прицельно-пилотажно-навигационный комплекс для поиска и наведения на цель по лазерному лучу ракет. Имеет фюзеляж и хвостовое оперение самолётного типа, убирающееся шасси. Установлены два двигателя общей мощностью 4394 л.с. Максимальная скорость в горизонтальном полёте - 310 км/ч, потолок 4 км, дальность полёта практическая - 450 км. Можно совершать полёты вперед, назад и вбок. В кабине лётчика установлено катапультное кресло. После автоматического предварительного отстрела лопастей винтов можно катапультироваться на любой высоте.


17 июня, 1982 год. Катастрофа Ту-134А-ЛЛ - при перелёте в Североморск-1...
Самолёт-лаборатория был основным элементом разрабатываемой системы обнаружения и слежения за подводными лодками вероятного противника. Под управлением экипажа ЛИИ им. Громова (лётчик-испытатель В.В. Плаксин, штурманы-испытатели П.А. Серов и В.А. Черярин и другие) он перебазировался на аэродром Североморск-1 для участия в заключительном этапе испытаний с привлечением сил ВМФ. На борту находились шесть (!) ведущих специалистов, принимавших участие в разработке системы, в том числе Главный конструктор.
Снижение и заход на посадку проходили в условиях облачности и тумана, но погодные условия были выше минимума аэродрома. При снижении до высоты круга (600 м) при сильном боковом ветре уклонился левее посадочного курса. Командир отключил автопилот, перешёл на пилотирование в штурвальном режиме при включенном автомате тяги и произвёл доворот на предпосадочную прямую. Курсоглиссадную систему экипаж не использовал, полагая, что бортовое оборудование неисправно.
Лётчик проигнорировал показания приборов и автоматов, предупреждения органами УВД и штурманов. На высоте 206 м крылом ударил трос-растяжки радиомачты на вершине сопки. Потерял управление и врезался в склон.
Катастрофа стала беспримерной по числу погибших на испытаниях (9 членов экипажа и 6 ведущих специалистов), но резонанс, который она вызвала, определялся не только этим. Дело в том, что тот самолёт был оборудован системой, создаваемой как оружие, но самим фактом существования, достигнутыми в ходе лётных испытаний результатами эта система должна была стать аргументом мира. Позднее стало известно, что после заключительного этапа испытаний, уже через каких-нибудь два месяца, с трибуны ООН должно было прозвучать, что наша страна располагает средствами контроля перемещений атомных подводных лодок в Мировом океане. Это явилось бы заключительным звеном в цепи доказательств бессмысленности военного противостояния систем.
... Командир получил лёгкие ранения. Все остальные члены экипажа и пассажиры - погибли.


17 июня, 1985 год. Первые многоцелевые истребители Су-27 поступили в строевой полк ПВО (Дзёмги).



17 июня, 1989 год. Катастрофа Ил-62М в аэропорту Берлин-Шёнефельд.
Самолёт а/к Интерфлюг выполнял рейс из Берлина в Москву. На его борту находились 10 членов экипажа и 103 пассажира. После получения разрешения на взлёт, рейс 102 начал разгон по полосе. Но когда была достигнута скорость подъёма носовой стойки, КВС понял, что та не подымается, произошёл отказ рулей высоты. В 1970 году командир уже сталкивался с такой проблемой в Шереметьево, но в тот раз самолёт успел остановиться на полосе. А теперь скорость достигла 220 км/ч, когда было принято решение прервать взлёт, поэтому КВС сказал бортинженеру активировать реверс. Однако тот по ошибке лишь перевёл все четыре двигателя в режим холостого хода, не развёртывая при этом реверс на крайних двигателях, а также не выпуская спойлеры, из-за чего тормозной эффект был недостаточным.
Ил-62М на большой скорости выкатился за пределы ВПП, врезался в резервуар с водой, а затем в лесополосу, после чего горящим выкатился на кукурузное поле, где и остановился. Службы аэропорта не знали, что самолёт не смог остановиться в пределах полосы, а выкатился на поле. Поэтому раненным поначалу приходилось добираться до больниц на попутном транспорте. В результате катастрофы погиб 21 пассажир: 15 на месте, двое во время транспортировки в больницы и четверо в самих больницах. Также погиб один человек на земле, ставший 22-й жертвой...
Бортинженер был обвинён в непредумышленном убийстве, но позднее в открытом судебном заседании... был оправдан. Следствие пришло к заключению, что на остановку самолёта оставалось 10 секунд, а в авиакомпании недостаточно уделяли внимания тренировкам экипажей в подобной ситуации (?). В результате бортач запаниковал, что и привело к ошибкам в действиях. А из ошибок службы аэропорта: на схемах не указывались находящиеся за полосой препятствия - резервуары с водой и деревья.
В общем - виновных нетути...

17 июня, 1998 год. Погиб Герой России, заслуженный лётчик CCCР Б.А. Воробьёв - при выполнении испытательного полёта на Ка-50, в Торжке.


17 июня, 2003 год. Первый полёт первого серийного самолёта-амфибии Бе-200ЧС; М.П. Кулешов, Л.Г. Смелый.
Tags: АВИАЦИЯ, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments