kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Он не мог оставаться в стороне

Лётные лики
Антуан Жан-Батист Мари Роже де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (Antoine Marie Jean-Baptiste Roger de Saint-Exupéry) - французский писатель, поэт и профессиональный пилот.
Родился 29 июня 1900-го - во французском Лионе. Происходил из старинного рода перигорских дворян, был третьим из пятерых детей виконта Жана де Сент-Экзюпери и его супруги Мари де Фонколомб. В возрасте четырёх лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать.
В 1912-м на авиаполе в Амберье Сент-Экзюпери впервые поднялся в воздух на самолёте. Машиной управлял знаменитый в ту пору лётчик Габриэль Вроблевски.
Поворотным в его судьбе стал 1921-й - тогда он был призван в армию во Франции. Прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в высшее учебное заведение, Антуан записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определяют в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удаётся сдать экзамен на гражданского пилота. Его переводят в Марокко, где он получает права уже военного лётчика, а затем посылают для усовершенствования в Истр.

В 1922 году Антуан заканчивает курсы для офицеров запаса в Аворе и становится младшим лейтенантом. В октябре он получает назначение в 34-й авиаполк в Бурже под Парижем. В январе 1923-го с ним происходит первая авиакатастрофа, он получает черепно-мозговую травму (за всю карьеру лётчика Сент-Экзюпери потерпел 15 аварий). В марте его комиссуют. Экзюпери переселился в Париж, где и предался писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не имел успеха и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.
Лишь в 1926-м Экзюпери нашёл свое призвание - стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начинает работать по перевозке почты на линии Тулуза - Касабланка, затем, Касабланка - Дакар. Его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби (Вилья-Бенс), на самом краю Сахары.
Здесь он пишет свое первое произведение - «Южный почтовый». В марте 1929-го Сент-Экзюпери вернулся во Францию, где поступил на высшие авиакурсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило в свет роман «Южный почтовый», а Экзюпери уезжает в Южную Америку в качестве технического директора «Аэропоста - Аргентина», филиала компании «Аэропосталь».
В 1930-м Сент-Экзюпери производят в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он лично участвовал в поисках своего друга лётчика Гийоме, потерпевшего аварию при перелёте через Анды.

В этом же году Сент-Экзюпери пишет «Ночной полёт» и знакомится со своей будущей женой Консуэло.
В 1930-м Сент-Экзюпери вернулся во Францию и получил трёхмесячный отпуск. В апреле он заключил брак с Консуэло Сунсин, но супруги, как правило, жили раздельно. 13 марта 1931-го компания «Аэропосталь» была объявлена банкротом. Сент-Экзюпери вернулся на работу в качестве пилота почтовой линии Франция - Южная Америка и обслуживал отрезок Касабланка - Порт-Этьенн - Дакар. В октябре 1931-го издается «Ночной полёт». Писателю присуждается литературная премия «Фемина». Он снова берёт отпуск и переезжает в Париж.
В феврале 1932-го вновь начинает работать в авиакомпании Латекоэра и летает вторым пилотом на гидроплане, обслуживающем линию Марсель - Алжир. Дидье Дора, бывший пилот компании «Аэропосталь», вскоре устроил его на работу лётчиком-испытателем и Сент-Экзюпери едва не погибает при испытаниях нового гидросамолёта в бухте Сен-Рафаэль. Гидросамолёт перевернулся, и он едва успел выбраться из кабины тонущей машины.
В 1934-м поступает на работу в авиакомпанию «Эр Франс» (бывшая «Аэропосталь»), и как представитель компании совершает поездки в Африку, Индокитай и другие страны.
В апреле 1935-го, в качестве корреспондента газеты «Пари-Суар», Сент-Экзюпери посетил СССР. 3 мая 1935-го он встретился с Михаилом Булгаковым. Во время командировки в СССР совершил полёт на борту АНТ-20 «Максим Горький», за сутки до гибели того (!). Вернулся во Францию и получил трёхмесячный отпуск.
В скором времени Сент-Экзюпери становится владельцем собственного самолёта С.630 «Симун» и 29 декабря 1935-го предпринимает попытку поставить рекорд при перелёте Париж - Сайгон, но терпит аварию в Ливийской пустыне, снова едва избежав гибели. 1 января он и механик Прево, умиравшие от жажды, были спасены бедуинами.
В августе 1936-го, согласно договору с газетой «Энтрансижан», едет в Испанию, где идёт гражданская война, и публикует в газете ряд репортажей. В январе 1938-го Экзюпери отправляется в Нью-Йорк. Здесь он переходит к работе над книгой «Планета людей». 15 февраля он начинает перелёт Нью-Йорк - Огненная Земля, но терпит очередную тяжёлую аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливает здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции.



4 сентября 1939-го, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери является по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран и 3 ноября переводится в авиачасть дальней разведки 2/33, которая базируется в Орконте (провинция Шампань). Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Многие пытались убедить Сент-Экзюпери в том, что он принесёт гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери добился назначения в боевую часть.
В одном своём письме в ноябре 1939 года он пишет:
«Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, - под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не всё равно, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это.»



Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов на разведчике-бомбёре Блок-174, выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест» (Croix de Guerre. В июне 1941-го, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США.



Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц» (1942, опубл. 1943).
1943-м он вступил в ВВС «Сражающейся Франции» и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть.



Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного Лайтнинг Р-38.
Из письма Жану Пелисье 9-10 июля 1944-го: «У меня забавное ремесло для моих лет. Следующий за мной по возрасту моложе меня лет на шесть. Но, разумеется, нынешнюю мою жизнь - завтрак в шесть утра, столовую, палатку или белённую известкой комнату, полёты на высоте десять тысяч метров в запретном для человека мире - я предпочитаю невыносимой алжирской праздности…
Я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть, что делать и после неё».
31 июля 1944 года Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся...
Долгое время о его гибели ничего не было известно. И только в 1998-м в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет.





На нём было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери.
В мае 2000-года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003-го. Специалисты подняли фрагменты. Один из них оказался частью кабины лётчика, сохранился серийный номер самолёта: 2734-L. По американским военным архивам учёные сравнили все номера самолётов, исчезнувших в этот период. Так, выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Локхид P-38 Лайтнинг, модификация F-5B-1-LO (самолёт дальней фоторазведки), которым управлял Экзюпери.



Tags: АВИАЦИЯ, Творцы и творчество, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments