kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Лётные лики

Не просто племянник Жуковского...

Борис Сергеевич СТЕЧКИН - отечественный учёный и конструктор в области тепловых и авиадвигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года).
Родился 24 июля/5 августа 1891-го в с. Труфаново, Тульской губернии в семье дворян, не имеющих поместья. Приходился Жуковскому двоюродным племянником (мать Жуковского была из рода Стечкиных).
В 1908-м он окончил Орловский кадетский корпус и поступил в Московское техническое училище. Вскоре талантливый ученик стал помощником своего родственника Н.Е. Жуковского, создавая с ним ракетно-исследовательское бюро в МТУ, курсы авиации, затем авиационный отдел. Профессор доверял ему читать лекции вместо себя. Несмотря на плохое зрение, Стечкин научился летать на различных типах самолётов того времени и получил пилотское свидетельство. Борис Сергеевич был старостой авиационного кружка, в котором студенты изготавливали модели для проверки теоретических расчетов Жуковского.


Во время обучения Стечкин плодотворно работает в качестве инженера и конструктора. Совместно с В.П. Ветчинкиным он рассчитывает для П.Н. Нестерова его знаменитую «мёртвую петлю». Чтобы продолжать работу с Жуковским, подаёт прошение о продлении обучения в училище и учится там до 1918 года.
С 1915 по 1917 годы Стечкин с А. А. Микулиным работает в лаборатории по военным изобретениям Н. Н. Лебеденко.
Там они создают прицел для бомбометания с легендарного «Ильи Муромца».


Также в процессе работы над проектом «Царь-танка» создают свой первый мотор АМБС-1 (сокращение от Александр Микулин и Борис Стечкин). Двигатель имел выдающиеся по тем временам характеристики и конструкторские решения (например, впрыск топлива в цилиндры), но был изготовлен из некачественных материалов и проработал всего несколько минут, после чего шатуны погнулись. События 1917 года в России и прекращение финансирования остановили доработку этого двигателя, но опыт пригодился и Стечкину и Микулину, ставшему впоследствии ведущим конструктором поршневых авиационных двигателей в СССР.
Стечкин заканчивает училище в 1918 году. По представлению Жуковского он остаётся работать на кафедре для подготовки к званию профессора. В 1921 году Стечкин избирается профессором.


В 20-е годы Стечкин становится одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносит заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929-м в журнале «Техника Воздушного Флота» он публикует статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые формулируются принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники.
Б.С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин. В то же время он проявил себя и как значительный конструктор-практик. С 1931-го по 1933-й в КБ под руководством Стечкина были спроектированы, построены и успешно прошли стендовые испытания быстроходные авиационные дизели ЯГГ, ПГЕ и КОДЖУ, была завершена работа над тысячесильным ФЭД-8. Хотя эти двигатели не пошли в серийное производство, но заложенные в них на стадии проектирования прогрессивные идеи стали фундаментом для создания под руководством Стечкина и при его участии в 1933 - 1937-х двух оригинальных авиационных дизелей.
Работая в различных научных и конструкторских организациях, Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером, С.П. Королёвым, А.Н. Туполевым, А.А. Микулиным, и др.

Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА им. Жуковского, Института двигателей АН СССР (1951), первым директором которого он являлся. В начале 1930-го стал зам. директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ).
Значительную часть научной деятельности Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921 - 27), МАИ (1933 - 37), ВВИА им Жуковского (1921 - 54), МАДИ (1954 - 69). С 1962-го Стечкин работает у С.П. Королёва, в ОКБ-1
В романе Александра Бека «Талант (Жизнь Бережкова)», посвященном биографии конструктора авиационных двигателей А.А. Микулина, выведен под именем Сергей Ганьшин.


Несмотря на все свои заслуги перед страной, Стечкин дважды подвергся репрессиям. В первый раз он был арестован 20 октября 1930-го по делу Промпартии, осуждён на тюремное заключение сроком 3 года, но, благодаря вмешательству академика С.А. Чаплыгина, освобождён досрочно в конце 1931 г. в связи с пересмотром дела.
Во второй раз он был арестован в декабре 1937-го. Во время следствия в одной камере с ним сидел В.П. Глушко, будущий академик и знаменитый конструктор ракетных двигателей. Именно Стечкин (уже имевший опыт отсидки) посоветовал Глушко подать прошение об использовании его как специалиста, тем самым спас его от безвестного пропадания в лагерях.
До 1943-го Стечкин находился в заключении, работая в закрытом конструкторском бюро НКВД ЦКБ-29 («Туполевская шарага»). Это помешало поступлению в Московский университет его сына - С. Б. Стечкина - впоследствии ставшего профессором этого университета.
Этот период жизни Стечкина затронут в романе Солженицына «В круге первом», а также в книге воспоминаний Л. Кербера «Туполевская шарага».
В 1943-м Стечкин был освобождён по ходатайству А.А. Микулина перед Сталиным, в связи с созданием завода опытных образцов авиадвигателей, на роль научного руководителя которого Микулин предлагал кандидатуру Стечкина. Начиная с 1943-го Стечкин является заместителем Микулина по научной части.


За свою научную и инженерную деятельность Б.С. Стечкин был удостоен многих правительственных наград: Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957) и Сталинской премии (1946), награждён двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.
Скончался Борис Сергеевич 2 апреля 1969 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Tags: АВИАЦИЯ, Творцы и творчество, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments