?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Несколько субъективных событий одного авиадня
коты растут
kot_or_osl


19 августа, 1913 год. Первый в мире умышленный прыжок из самолёта с парашютом.
Французский пионер авиации Адольф Пегу (Célestin Adolphe Pégoud) с высоты 800 м выбросился из аэроплана Блерио.
Самолёт, оставшись без пилота, также произвёл сенсацию – он, каким-то чудом, успешно приземлился.
Пегу считается одним из гипотетических первых исполнителей мёртвой петли.
В мае 1914-го Пегу посетил Москву, где на Ходынском аэродроме произвёл публичную демонстрацию петли, а также дал урок пилотирования будущему авиаконструктору Александру Архангельскому. Француз лично встретился с Петром Нестеровым и признал приоритет россиянина, а 18 мая Нестеров, Пегу и Н.Е. Жуковский совместно выступили в Политехническом музее.

19 августа, 1933 год. Первый полёт монструального тяжёлого бомбардировщика К-7 К.А. Калинина; экипаж М.А. Снегирёва.
К-7 представлял собой гигантское эллиптическое крыло толстого профиля размахом 53 м и площадью 452 м2, от которого шли две хвостовые балки трёхгранного сечения, несущие хвостовое горизонтальное и вертикальное оперения с механизмом для поворота.Самолёт проектировался как многоцелевой - гражданского и военного применения. Один из пассажирских вариантов предусматривал перевозку 128 пассажиров на расстояние до 5000 км. Другой вариант - "люкс" - предполагал установку в крыле двухъярусных пассажирских кабин по 8 человек в каждой - всего 64 спальных места. В машине располагались комфортабельная кают-компания, буфет, кухня и радиорубка. Конструкция впервые позволяла механикам самолета подходить в полете непосредственно к работающему двигателю, а пассажирам осматривать "пролетающую" местность в окна-иллюминаторы.
Изменившиеся взгляды руководства на строительство крупных самолётов не позволили коллективу завершить paботы над К-7. Машины были законсервированы, причём одна из них была готова наполовину. К-7 вошел в историю мировой авиации как смелый шаг, поскольку подобных самолётов в то время не существовало ни в одной стране мира.

19 августа, 1940 год. Первый полёт американского бомбардировщика B-25 Mitchell.
«Митчелл» отличался прекрасными пилотажными характеристиками. В-25 имел высокорасположенные крылья, двухкилевое хвостовое оперение и двигатели воздушного охлаждения.
Скорость на высоте 5 км достигала 490 км/ч, дальность полёта - 2170 км. В зависимости от модификаций на машине устанавливалось от 5 до 14 пулемётов.
"Бак пробит, хвост горит,/ Но машине летит/ На честном слове/ И на одном крыле"... Из шуточной песни Д. Макхью о В-25 (1945 г.)



19 августа, 1941 год. Погиб лётчик-испытатель 5-го класса Г.М. Журавлёв - при выполнении испытательного полёта на серийном ЛаГГ-3.


19 августа, 1942 год. Невероятные приключения союзников в Дьеппе: бурная высадка, спешный отъезд по домам и полный разгром от люфтваффе...
В операции участвовали около 6000 пехотинцев, в основном канадцы, при поддержке британского военно-морского контингента и ВВС.
Высадка началась в 5 часов утра, а уже к 9-ти командование союзников было вынуждено отдать приказ к отступлению.
Таким образом, операция закончилась быстрым и сокрушительным поражением союзников.
Из 6086 высадившихся десантников 3623 были убиты, ранены или захвачены в плен (всего около 60 %).
Королевские ВВС потерпели неудачу в сражении с люфтваффе и потеряли 106 самолётов; потери немецких военно-воздушных сил – 48 машин.



19 августа, 1944 год. А.И. Покрышкин стал первым трижды Героем Советского Союза.
Отечественный лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой.
Позже он говорил: "Тот, кто не воевал в 41-42-м, не знает настоящей войны". После 550 боевых вылетов и 53 официальных побед Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз.
Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боёв, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 - в группе (хотя данные официальные и у разных исследователей довольно-таки расходятся. К примеру, М.Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 46 личных и 6 групповых побед лётчика. В то же время в некоторой военно-исторической и мемуарной литературе встречаются предположения о значительно бОльшем количестве фактически одержанных им побед - 72, 90, даже более 100.).

19 августа, 1947 год. Погиб Герой Советского Союза, лётчик-испытатель капитан В.Г. Масич.
Участник советско-финляндской войны. Совершил 53 боевых вылета, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника. Участник Великой Отечественной. В воздушных боях сбил 8 самолётов противника. С августа 1943 – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС.
Погиб при выполнении испытательного полёта на МиГ-9Ф («ФФ»). МиГ-9 «ФФ» - тот же серийный, но с форсированными двигателями, не отличавшийся внешне от «ФС» с нефорсированными двигателями. МиГ-9 был наряду с Як-15 первым реактивным истребителем, принятым на вооружение, но применялся он недолго, будучи лишь промежуточным типом с прямым крылом, и вскоре сменился истребителем МиГ-15 со стреловидным крылом.



19 августа, 1948 год. Первый полёт совершил десантно-грузовой планёр Ил-32 (самолёт-буксировщик Ил-12); лётчики-испытатели В.К. Коккинаки и К.К. Коккинаки.
Исходя из габаритов грузовой кабины и показателя грузоподъёмности, Ил-32 существенно превосходил отечественные планёры того времени. Его предназначение заключалось в транспортировке десанта (до 60 человек) и крупной военной техники (массой до 7000 кг). Полётная масса планёра в 16,6 т позволяла буксировать машину самолётами типа Ту-4 или Ил-18.



19 августа, 1958 год. Первый полёт среднемагистрального Ту-104 по трассе Москва - Дели.



19 августа, 1980 год. Катастрофа Lockheed L1011-385-1-15 TriStar 200 а/к Saudi Arabian Airlines в Эр-Рияде.
Через несколько минут после взлёта на борту лайнера, выполнявшего рейс из столичного аэропорта в Джидду, начался пожар. Экипаж сумел совершить аварийную посадку в Эр-Рияде, однако аварийные службы аэропорта открыли дверь в пассажирский салон более, чем через 20 минут после приземления. В результате задержки эвакуации погиб 301 человек – 287 пассажиров и 14 членов экипажа. Происшествие с L-1011 в Эр-Рияде на 2015 год остается крупнейшей авиакатастрофой, произошедшей на территории Саудовской Аравии. Это шестая по числу жертв из крупнейших катастроф в истории авиации, и вторая а/к Saudi Arabian Airlines.


19 августа, 1981 год. Первый полёт летающей лаборатории «1А» (А-60) ТАНК им. Бериева; экипаж Е.А. Лахмостова.
То была летающая лаборатория для испытания лазерного оружия. Работы на летающей лаборатории «1А2» (первый экземпляр самолета "1А" сгорел на авиабазе Чкаловская /ГК НИИ ВВС, Подмосковье/) по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжились.


19 августа, 1981 год. В ходе учений ВМС США у берегов Ливии американскими перехватчиками F-14A с авианосца «Нимиц» сбиты два ливийских Су-22.
В 1973-м ливийский лидер Муаммар Каддафи в одностороннем порядке провозгласил так называемую «линию смерти», объявив залив Сидра (Большой Сирт) ливийскими территориальными водами. США оспаривали этот факт. С 1980-го американо-ливийские отношения приобрели напряжённый характер. В августе 1981-го две авиагруппировки ВМС США демонстративно пересекли «линию смерти» и начали проводить учения в заливе. 18-го, с самого начала учений ливийские самолёты стали выполнять регулярные облёты американских кораблей, однако постоянно перехватывались истребителями и выдворялись за пределы района учений.
Утром 19-го очередной облёт выполняла пара истребителей-бомбардировщиков Су-22. На перехват были отправлены два F-14 «Томкэт». Обе пары сближались на встречных курсах. В этот момент один из Су-22 неожиданно выпустил ракету «воздух-воздух». В ответ оба F-14 заняли удобные позиции для стрельбы и атаковали ливийцев ракетами, в результате чего оба Су-22 были сбиты. Их пилоты катапультировались, и, по сообщению американских источников, были спасены ливийскими катерами. Как выяснилось впоследствии, экипажи F-14 не получали разрешения на открытие огня; они действовали в рамках самозащиты, заметив ливийскую ракету.



19 августа, 1996 год. Под Белградом потерпел катастрофу российский транспортный Ил-76М. Погибли все десять членов экипажа и два югослава, сопровождавшие груз.

19 августа, 2002 год. Катастрофа Ми-26 в Чечне - крупнейшая по числу жертв в истории военной авиации России и крупнейшая  в истории мировой авиации.
Ми-26, принадлежащий армейской авиации Сухопутных войск, вылетел из Моздока и взял курс на базу в Ханкале. На борту находились военнослужащие, возвращавшиеся к месту службы после отпуска, а также контрактники и солдаты срочной службы, летевшие в Чечню на замену сослуживцам.
Из-за нелётной погоды в предыдущие дни в Моздоке скопилось много военнослужащих, ожидающих вылета в Чечню. Потому вертолёт и был сильно перегружен. Ми-26 был в нескольких километрах от аэродрома Ханкалы и совершал манёвры, заходя на посадку. В это время командир экипажа майор Олег Батанов передал на землю, что услышал хлопок в районе правого двигателя и получил предупреждение бортовых систем о возникновении пожара. Опасаясь, что огонь перекинется на второй основной двигатель, Батанов срочно пошёл на снижение. При аварийной посадке Ми-26 ударился хвостом о землю и машина развалилась. Военнослужащие, которые находились у дверей, успели выскочить до того, как вертолёт вспыхнул. Экипаж также безопасно эвакуировался - он был в кабине, которая практически не пострадала от удара.
Однако по трагическому совпадению посадка была осуществлена прямо на минное поле, защищающее базу в Ханкале от вылазок боевиков. По этой причине тушение горящего вертолёта было невозможно, а эвакуация раненых - затруднена. После того как сапёры проделали в минном поле несколько проходов, тушить было уже нечего…
В результате падения вертолёта, пожара и подрывов на минах в общей сложности погибло 127 человек. 117 человек погибло на месте и ещё 10 скончались впоследствии в госпиталях.
Следствие установило, что основной причиной катастрофы является поражение вертолёта чеченскими боевиками ракетой из ПЗРК «Игла», а причиной большого количества жертв - двукратный перегруз вертолёта, из-за которого пилотам было затруднительно совершить безопасную аварийную посадку. В технических документах на Ми-26 записано, что он может при условии полной заправки перевозить 82 человека, или же груз весом 20 тонн. Всего же на борту Ми-26 находилось почти 150 человек.


  • 1
Офтоп, немного аэродрома "Сокол" https://sakhalin.info/news/137360.

Кирилл, наш аэр никогда не может быть для меня "офф"! :-))

  • 1