kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

40 лет со дня первого полёта Ан-72

Исполнилось 40 лет со дня первого полёта Ан-72. Лёгкий реактивный военно-транспортный Ан-72 (СССР - 19774, серийный номер 03) впервые поднялся в воздух 31 августа 1977-го. Это случилось день в день через 30 лет после того, как в воздух поднялся первенец ОКБ Антонова -  знаменитый Ан-2. Пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель, шеф-пилот ОКБ В.И. Терский, бортинженером был А.Л. Круц.

На начальном этапе разработка нового самолёта велась в инициативном порядке самим ОКБ в силу необходимости израсходовать выделяемые из государственного бюджета деньги (в противном случае сэкономленные средства изымались, а финансирование на следующий год, соответственно, урезалось). Инициативное предложение, выдвинутое антоновским ОКБ, встретило поддержку Главного штаба ВВС, заинтересованного в создании лёгкого транспортного самолёта, пригодного для перевозок войск и техники в прифронтовой полосе и снабжения аэродромов рассредоточения боевых самолётов. Совместно представителями ОКБ, Управления заказов ВВС и Министерства авиационной промышленности (МАП) были утверждены требования к самолёту. Техническое предложение ОКБ предусматривало проектирование фронтового транспортного самолёта класса Ан-26, грузоподъёмностью до 5 тонн, с характеристиками КВП и возможностью воздушного десантирования. Самолёт должен был иметь небольшие размеры (по условиям базирования и маскировки), высокие скороподъёмность и прочность для обеспечения взлёта-посадки на слабоподготовленных площадках.
В войсках новый самолёт сразу же прозвали "чебурашкой" и "биноклем" из-за необычного расположения двигателей сверху крыла — со стороны они действительно напоминают большие уши или окуляры. Такая компоновка была выбрана неслучайно, так как обеспечивала дополнительную подъёмную силу. Благодаря этому решению, Ан-72 достаточно каких-то 620 метров полосы для взлёта и 420 для посадки. К тому же расположение двигателей над крылом снижает риск попадания в них посторонних предметов, что позволяет эксплуатировать самолёт на грунтовых аэродромах. Машина была новаторской и по многим другим причинам. В частности, применение автоматизированной навигационной системы, которая сопряжена с РЛС, позволило в экипаже отказаться от штурмана, что было впервые на советском военно-транспортном самолёте.
Ан-72 создан для перевозки войск, высадки десантов, перемещения вооружения, боеприпасов и иных материальных средств. Имеется также модификация Ан-72П, применяемая для патрулирования прибрежных территориальных вод и экономических зон. Кроме того, имеется несколько гражданских вариантов ё как грузовых, так и пассажирских. А одна из модификаций - Ан-74 - была специально приспособлена для работы в условиях Крайнего Севера.
В ноябре 1983 года лётчиками-испытателями М. Попович и С. Максимовым на Ан-72 были установлены мировые рекорды максимальной высоты полёта - 13 410 метров, и высоты горизонтального полёта - 12 980 метров, для самолётов этого класса. В 1985 году лётчик-испытатель С. Горбик на Ан-72 развил скорость 681,8 км/ч на замкнутом 2000-км маршруте.
Всего было построено около 120 самолётов Ан-72.
На сегодняшний день в составе ВКС, ВМФ, Пограничной службы ФСБ и войск Национальной гвардии эксплуатируются более 40 машин этого типа.

Tags: АВИАЦИЯ, юбилей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments