kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Автор "мёртвой петли"

Лётные лики

Во-первых, 8 сентября 1914-го П.Н. Нестеров в воздушном бою впервые в мире  произвёл воздушный таран и сбил самолёт противника.
Во-вторых, 9 сентября 1913-го Пётр Николаевич опять же первым в мире выполнил мёртвую петлю (петлю Нестерова) - на Nieuport Iv.



Родился Пётр Николаевич 15 февраля 1887-го в семье офицера - воспитателя Нижегородского кадетского корпуса. Материальное положение их было весьма скромным, а после смерти отца - особенно. 26 августа 1897-го Петра приняли в Нижегородский кадетский корпус.
В 1904-м Пётр закончил Кадетский корпус по 1-му разряду и направлен для продолжения учебы в Михайловское артиллерийское училище. Много размышляя о будущей службе, он серьезно изучал опыт применеия артиллерии в период русско-японской войны. После блестяще сданных экзаменов Подпоручик Нестеров назначается в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду.
Случай повернул судьбу Нестерова. Его внимание привлёк аэростат, находившийся во Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте. Познакомившись с её офицерами, он высказал мысль о применении аэростата в качестве наблюдательного пункта для корректирования артиллерийской стрельбы. Нестеров добился временного прикомандирования к наблюдательной станции воздуховлавательного парка и как артиллерист-наблюдатель неоднократно поднимался на аэростате. Однако воздухоплавательную роту расформировали и Нестеров был отозван в бригаду.
В 1910-м не обладавший крепким здоровьем Нестеров заболел и был переведен в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду "по климатическим условиям сроком на один год". Во Владикавказе он познакомился с Артемием Кацаном - авиатором, построившим планёр собственной конструкции. "Моё увлечение авиацией началось с 1910 года... - вспоминал потом П.Н. Нестеров. - Я поставил себе задачу построить такой аппарат, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и почти всецело подчинялись бы воле пилота...". Однако проект Нестерова был отклонен главным инженерным управлением. Это не охладило пыл настойчивого поручика. Его решение стать лётчиком и конструктором только окрепло.



В июле-августе 1911-го, находясь в отпуске в Нижнем, Пётр знакомится с учеником профессора Жуковского - Петром Петровичем Соколовым и вскоре становится членом Нижегородского общества воздухоплавания. В сарае Соколовых, на Провиантской улице, друзья построили планёр. Мать Петра Николаевича поддержала увлечение сына и помогла сшить обшивку к планёру. Для испытаний выбрали поле за Петропавловским кладбищем (в районе нынешних улиц Белинского и Невзоровых). Запустили планёр с помощью лошади. В телеге сидел Соколов, держа веревку, привязанную к планеру. Лошадь разбежалась, и аппарат, набирая скорость, вместе с испытателем поднялся в воздух на 2-3 метра. "Нижегородский листок" 3 Августа 1911-го отмечал, что "проба оказалась весьма удачной".
Этот полёт считается началом лётной деятельности Нестерова. Впоследствии сам лётчик отмечал: "Очень приятно вспомнить мои опыты с планёром и вообще начало моей авиационной практики в Нижегородском Обществе воздухоплавания". Таким образом, как лётчик он состоялся на своей родине. Здесь же он при помощи Соколова и Нижегородского общества воздухоплавания разработал проект своего второго самолёта.


Нестеров среди членов Киевского общества воздухоплавания. 1910-е. Макет «Ньюпора», на котором Нестеров совершил «мёртвую петлю»

7 Октября 1911-го Нестеров поступает в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу. Одновременно он был прикомандирован к авиационному отделу той же школы. За 11 месяцев, полагающихся на обучение, он сумел достичь многого. Человек ищущий, патриот, искренне болеющий за успехи отечественной авиации, он не был удовлетворен современными методами пилотирования. Нестеровскую идею поворота аэроплана с креном, не говоря уже о его высказываниях, что самолёт может сделать в воздухе "мёртвую петлю", не только конструкторы, но и товарищи считали сумасбродством. Эту инертность и косность можно было победить только на практике. Ещё в период обучения, 18 августа, Нестеров предпринял 13-часовой учебный полёт на аэростате, пролетев 750 вёрст. Полёт проходил на высоте 3400 метров. Это было серьезным достижением отечественного воздухоплавания. Свой первый самостоятельный вылет на самолёте он осуществил 12 сентября 1912-го. Спустя 16 дней он успешно выдержал экзамен на пилота-авиатора, а ещё через неделю - на звание военного лётчика. В составе авиационного отряда Нестеров был переведен из Петербурга в Варшаву, где в ноябре начал тренировочные вылеты на боевых "ньюпорах" и зарекомендовал себя как лётчик-экспериментатор. Во время одного из полётов он набрал высоту 1600 метров (что уже было достижением) и, выключив мотор, кругами, восьмерками спланировал над Варшавой, чем "привёл товарищей в трепет".
Талант лётчика и военного специалиста Нестерова особенно проявился во время первых в России совместных учений авиации и артиллерии. Было сделано много открытий, которые с успехом использовались потом отечественными авиаторами. В то время мир будоражили рекорды длительных перелётов. У лётчика созрела мысль совершить такой перелёт в составе отряда без всякой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым. Перелёт был осуществлен 10-11 августа 1913-го в составе трёх самолётов по маршруту Киев - Остер - Козелец - Нежин - Киев. Он был расценён как новое слово в военной практике. Дальние перелёты были осуществлены Нестеровым впоследствии ещё два раза, один из них был рекордным - за один день от Киева до Гатчины.

Пётр Николаевич тренировался в совершенствовании пилотирования, в отработке крутых виражей, готовясь осуществить "мёртвую петлю". Одолевали сомнения в надёжности конструкции самолёта, а главное - будет ли его эксперимент нагляден и понят товарищами по оружию. И вот пришла решимость. 27 августа 1913-го нестеровский "Ньюпор" вновь взмыл в небо. Набрав высоту 800 - 1000 метров, лётчик, как явствует из рапорта начальства, выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров мотор был включён, а самолёт устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошёл в пике. Мотор снова выключился, самолёт выпрямился и плавной, красивой спиралью благополучно приземлился.
Подвиг Нестерова всколыхнул весь мир. Многие посылали восторженные телеграммы. Из Нижнего начальник кадетского корпуса телеграфировал: "Корпус восторженно приветствует своего славного питомца блестящим успехом на гордость русской авиации". Киевское общество воздухоплавания присудило Нестерову золотую медаль. Но военное начальство было категорически против "мёртвой петли". Но сам он был уверен, что "фигурные полёты - это школа лётчика". Несмотря на запрещения, Нестеров 31 марта 1914-го года повторил "мёртвую петлю".



В мире нет единого мнения относительно того, кто был первым исполнителем этой фигуры. В частности, во Франции и ряде других европейских стран принято считать, что это был французский пилот Адольф Пегу (Célestin Adolphe Pégoud), выполнивший трюк 1 сентября 1913-го на Bleriot XI. Но он всего лишь соверщил полёт "вверх ногами".  Пегу был довольно популярным лётчиком, известным своим шоу, в то время как Нестеров был малоизвестным военным. В России считается, что Пегу выполнил не «мёртвую петлю», а S-образную фигуру, на короткое время оказавшись головой вниз.

Нестеров же продолжал летать, участвовал в манёврах, вскоре был произведен в штабс-капитаны, назначен начальником авиаотряда. Рекорды продолжались. В военных манёврах сентября 1913-го Нестеров осуществил первую в мире "атаку самолёта противника".

Нестеров практиковал взлёты и посадки в темноте, разрабатывал применение ацетиленового прожектора на монопланах для ведения ночной разведки, вынашивал идею о перестройке хвостового оперения в виде "ласточкина хвоста", мечтал выйти в отставку и целиком посвятить себя конструированию самолётов.
Но в июне 14-го началась Первая мировая...

Пётр отстаивал мысль о возможности и необходимости воздушного боя, который, ввиду отсутствия в то время на самолёте пулемёта, он усматривал в таране, причём, неприятельская машина должна быть сбита ударом сверху. Вскоре Нестеров осуществил этот приём на практике. 26 августа (8 сентября н.ст.) он и совершил свой бессмертный подвиг - таранил самолёт австрийского пилота Розенталя, который вёл воздушную разведку передвижения русских войск.




Произошло это в небе близ Львова, на глазах местных жителей. Барон Розенталь дерзко летел на тяжелом "Альбатросе" на высоте, недосягаемой выстрелами с земли. Нестеров смело пошёл ему наперерез в лёгком быстроходном "Моране". Его манёвр был быстр и решителен. Австриец пытался убежать, но Нестеров настиг его и врезал свой самолёт в хвост "Альбатроса". Свидетель тарана писал: "Нестеров зашёл сзади, догнал врага и, как сокол бьёт неуклюжую цаплю, так и он ударил противника ...". Громоздкий "Альбатрос" ещё продолжал некоторое время лететь, потом повалился на левый бок и стремительно упал. Но погиб и Нестеров...

Morane-Saulnier-G штабс-капитана Нестерова, 1914-й...


Отважный пилот был погребеё в Киеве как национальный герой. О его бессмертном подвиге писала не только русская, но и вся мировая пресса. Своим талантом лётчика-новатора он открыл новую страницу истории авиации. Его "мёртвую петлю" и воздушный таран многократно повторили советские лётчики в годы Великой отечественной. И сделали это успешнее, сохранив при этом более половины боевых машин. Они доказали справедливость суждений Нестерова, что нападающий при таране не самоубийца, что он может и уцелеть.


Могила П.Н.  Нестерова в Киева.  Памятники в Киеве, у здания Киевского авиационного завода и на родине - в Нижнем Новгороде.

Я - не зануда. Вообще-то и на Украине, и в России память о герое жива.  В Киеве и Казани установлены мемориальные доски в его честь и бюсты героя. Регулярно выпускаются конверты, открытки, почтовые карточки и марки в его честь. В России учреждена государственная награда "Медаль Нестерова". В честь столетия исполнения петли, Национальный банк Украины выпустил памятную монету номиналом пять гривен. Его именем названы улицы в нескольких городах двух стран. Имя «Нестеров» присвоено астероиду № 3071.Но...
На месте гибели Петра Нестерова у г. Жолква (с 1951 по 1992 - г. Нестеров) был сооружён монумент. Позднее, в 1980-м, здесь был построен мемориал памяти героя-авиатора: памятник с мёртвой петлёй, заканчивающейся взлётом вверх реактивного самолёта и небольшой музей. Расположение мемориала: на дороге Жовква - Рава-Русская в населённом пункте Воля-Высоцкая. В 1990-е годы, по имеющимся у меня данным, музей был заброшен и разграблен. О современном его состоянии мне ничего не известно.

Tags: АВИАЦИЯ, история, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments