kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Крёстный отец ВЕРТОЛЁТА

Лётные лики

14 сентября 1900 года родился Николай Ильич КАМОВ - отечественный авиаконструктор, создатель вертолётов «Ка», доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР.
Родился он в Иркутске. В 1920-м, после освобождения Томска  Красной Армией, Камов пытался поступить в авиаотряд РККА, но из-за сильной травмы руки, полученной в детстве, ему было отказано. Рано заинтересовался авиацией, он решил связать судьбу с самолётостроением. Поэтому после окончания института переехал в Москву, устроился на авиазавод фирмы «Юнкерс» слесарем, затем работал в мастерских «Добролёта». С 1928-го – конструктор в КБ морского самолётостроения Д.П. Григоровича, где принимал участие в разработке и испытаниях самолёта-торпедоносца открытого моря (ТОМ-1).

Однако Камова захватила новейшая для того времени идея создания летательного винтового аппарата.
В свободное от работы время при поддержке «Осоавиахима» в 1929 - 31 годах Камовым были созданы автожиры двухместный КАСКР-I "Красный инженер" и КАСКР-II.
КАСКР-I он на общественных началах создавал совместно с Н.К. Скржинским, именно они тогда и назвали подобный лететельный аппарат ВЕРТОЛЁТОМ.

В середине 1939-го Николай Ильич на авиазавод № 156 активно занимался серийным производством автожиров А-7-3а. В 1940-м по инициативе Камова организуется первый в СССР завод автожиров на станции Ухтомская под Москвой, а он назначен его директором и главным конструктором. Осенью 1941-го завод Камова эвакуирован на Северный Урал, но основным направлением работы стали модернизация ленд-лизовских бомбардировщиков А-20. В 1943-м завод ликвидирован. Но всё же была выпущена войсковая серия ближних разведчиков и корректировщиков автожиров А-7, использовавшихся в начале Великой Отечественной.


Вертолёт – вероятно, самое универсальное устройство, когда-либо изобретённое человеком.
И.И. СИКОРСКИЙ.
В 1943 - 47 Камов снова в ЦАГИ, где под его руководством создан одноместный вертолёт соосной схемы Ка-8 с мотоциклетным двигателем (1947). В 1946-м ему удается получить правительственное задание на постройку для ВМФ «летающего мотоцикла» (одноместного вертолёта) Ка-8 "Иркутянин", который ему удалось создать и собрать практически вручную, впервые продемонстрировав на параде в Тушино в 1948-м.

После этого успеха в октябре того же года постановлением СМ СССР создано опытного конструкторского бюро (ОКБ-2), а Камов назначен его главным конструктором. Этим ОКБ Камов руководил до своей смерти.
Основным направлением его деятельности стало создание корабельных вертолетов для ВМФ. В 1953-м он получил патент на изобретение соосной несущей системы. Новое ОКБ-2 уже в 1949-м на базе Ка-8 создало вертолёт связи и наблюдения Ка-10.



К 1953-му создаётся двухместный многоцелевой, в том числе и для поиска подводных лодок Ка-15, несколько военных и гражданских модификаций его, в т.ч. четырёхместный Ка-18. Все эти машины запущены в серийное производство и были весьма успешными для своего времени. Так, в 1958-1959-м на Ка-15 установлены мировые рекорды скорости по замкнутым маршрутам 100 и 500 км, а Ка-18 получил «золотую медаль» на Всемирной Брюссельской выставке 1958-го.



С 1952 по 1964-й ОКБ Камова выполнило разработку, постройку и испытания комбинированного аппарата самолёта-вертолёта (конвертоплана или иначе винтокрыла) Ка-22 по заказу ВВС. Было построено четыре этих уникальные машины, в 1961-м на Ка-22 установлено 8 мировых рекордов.


Одновременно с Ка-22 Камов выполнил проект корабельного противолодочного Ка-25 для борьбы с подводными лодками - оснащённый бортовым электронным комплексом, опускаемой гидроакустической станцией, РЛС и противолодочными торпедами или бомбами. Вслед за Ка-25 создаются Ка-25ПЛ, Ка-25Ц – целеуказатель ракетному оружию, Ка-25ПС – поисково-спасательный. Всего создано его 18 модификаций.


Ка-27 заходят на посадку на борт американского корабля USS "Белло Вуд» (LHA 3), во время
совместных учений с корпусом морской пехоты и 7-ым флотом США, Владивосток, 17 августа 1996 г.


Серийно выпускались также с 1969-го для нужд народного хозяйства двухдвигательный многоцелевой Ка-26, глиссер и аэросани.


Умер Николай Ильич 24 ноября 1973-го. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Имя Камова носит ОКБ, где он трудился, Ухтомский вертолётный завод (ОАО «Камов») в Люберцах.
Мемориальные доски установлены на зданиях в Иркутске и Москве. Именем Камова названы улицы в Москве, Люберцах, Улан-Удэ.
Tags: АВИАЦИЯ, Творцы и творчество, вертикальные, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments