kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Недооценённый конструктор

Лётные лики

15 (28) сентября, 1902 год. Родился Владимир Михайлович МЯСИЩЕВ - советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер.

Советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1957), доктор технических наук (1959), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972).
После окончания МВТУ (1926) работал в КБ Туполева (в составе ЦАГИ), участвовал в создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 "Максим Горький".
С 1934-го начальник бригады экспериментальных самолётов (КБ-6) конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, которой в 1936-м создан бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1937-1938-х - главный конструктор ОКБ завода № 84 (Химки), созданного для переработки документации для внедрения в серийное производство лицензионного самолёта DC-3 (Ли-2).

Бомбардировщик ДВБ-102

Был необоснованно репрессирован и в 1938 - 1940-х находился в заключении, работая при этом в ЦКБ-29 НКВД в спецотделе СТО-100 Петлякова (начальником бригады крыла). В конце 1939-го Мясищев предложил проект дальнего бомбардировщика "102" с герметичными кабинами. Для его разработки в ЦКБ было создано КБ, которое Мясищев возглавлял в 1940 - 1943-х. В акте о госиспытаниях ДВБ-102 (дальний высотный бомбардировщик) в 1942-м отмечалось, что ДВБ-102 явился первым отечественным бомбардировщиком с герметичными кабинами, обеспечивающими нормальные физиологические условия для работы экипажа. Впервые в советском авиастроении в конструкции бомбардировщика были применены шасси с носовым колесом, стрелково-пушечное вооружение с дистанционным управлением, тонкое крыло с относительной толщиной от 10 до 16% и встроенными баками-кессонами. Створки бомбового люка длиной 5,7 м открывались внутрь. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 3 т. Лётные испытания проводились до 1946-го.
После гибели Петлякова, с 1943-м Мясищев - главный конструктор и руководитель опытно-конструкторских отделов на заводе №22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщика Пе-2 и на заводе №482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102. В начале 1944-го разработан дневной пикирующий бомбардировшик Пе-2И со скоростью полёта, превышающей скорость немецких истребителей, способный нести в фюзеляже бомбу массой 1 т для разрушения мощных оборонительных укреплений. Пе-2И стал базовым для создания ряда опытных бомбардировщиков Пе-2М, ДБ-108, дальнего истребителя сопровождения ДИС.
   В 1945 году у Мясищева начинается изготовление макета РБ-17 - четырёхдвигательного бомбардировщика с ТРД Jumo-004. Но в феврале 1946-го ОКБ было расформировано, что мотивировалось его "малой отдачей". Площади, ресурсы и штаты ОКБ-482 переходят Ильюшину. Наработки по РБ-17 позволили быстро создать реактивный Ил-22.
В 1946 - 1951-х Мясищев - заведует кафедрой проектирования самолётов, декан самолётостроительного факультета МАИ. С 1947-го - профессор.
В начале 50-х Мясищев подал в правительство предложение о создании стратегического самолёта с дальностью полёта 11-12 тысяч км. Сталин принял это предложение и 24 марта 1951-го было воссоздано Опытно-конструкторского бюро №23 главного конструктора Мясищева. Самолёт, оснащённый четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, был спроектирован и построен всего через один год и 10 месяцев после оргaнизации ОКБ. На М-4 отработана система дозаправки самолётов в воздухе "штанга-конус.

Бомбардировщик 3М

Дальнейшим развитием М-4 стал самолёт ЗМ - реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. Самолёт имел ту же схему, что и М-4, но была улучшена аэродинамика. На самолётах М-4 и ЗМ установлено 19 мировых рекордов.
С 1956-го Мясищев - генеральный конструктор. В середине 50-х перед ОКБ была поставлена задача создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Опыта создания подобных самолётов не было и ОКБ под руководством Мясищева разработано новые методы проектирования. Выбранная компоновка - длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное крыло с 4-мя ТРД - потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных решений. Самолёт, получивший название М-50, совершил свой первый полёт в 1959-м. Разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 "Буран" класса "поверхность-поверхность". В развитие этого проекта была создана крылатая ракета воздушного базирования М-44, предназначенная для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 (РСС-52) и М-56. Для скрытного маловысотного прорыва ПВО разрабатывался стратегический сверхзуковой М-57. Был и первый в СССР пассажирский вариант сверхзвукового самолета М-55. А проекты бомбардировщиков с ЯСУ ("30", М-60) и поныне малоизвестны.

                                        Стратегический бомбардировщик М-50


В 1957 - 1960-х в КБ Мясищева были разработаны также проекты первого советского космоплана ВКА-23 (М-48). Но осенью 196-го ОКБ-23 было расформированно, а штат передан в ОКБ-52 Челомея, работающее по ракетно-космической тематике.
В 1960 - 1967-х Владимир Михайлович в почетной "ссылке" - начальник ЦАГИ.


В ноябре 1966-го вновь воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в Жуковском, образованного на территории бывшей лётно-испытательной и доводочной базы Опытно-конструкторского бюро №23. Здесь под его руководством проводились экспериментальные работы по увеличению дальности полёта самолётов за счёт ламинаризации обтекания, по использованию композиционных материалов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.

В составе НПО "Молния", в которое предприятие включено в 1976-м, на ЭМЗ разработаны кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования орбитального корабля многоразового использования "Буран". На лётно-испытательной базе ЭМЗ осуществлён (НПО "Молния"- совместно с ЛИИ) комплекс атмосферных лётных испытаний на аналоге корабля "Буран".
Депутат ВС СССР в 1958 - 1966-х. Ленинская премия (1957). Награждён тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями.



В 1981-м имя Мясищева присвоено Экспериментальному машиностроительному заводу.



Умер Владимир Михайлович 14 октября 1978 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Tags: АВИАЦИЯ, Творцы и творчество, военные, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments