kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Снят с должности Матиасом Рустом

Лётные лики

Александр Иванович КОЛДУНОВ - советский военный и государственный деятель, Главный маршал авиации СССР, дважды Герой Советского Союза. В годы войны - один из лучших советских асов-истребителей. Самый результативный лётчик из числа воевавших на истребителях «Як».
Родился он 20 сентября 1923-го, в деревня Мощиново, ныне в составе Монастырщинского района Смоленской области. Образование среднее.
Накануне войны закончил аэроклуб в Реутове и подал заявление с просьбой принять его в Качинскую лётную школу. Но получил отказ - мало лет. Александр пошел к военкому. Тот только руками развел - помочь не могу. Тогда юноша написал письмо лично Ворошилову. Нарком обороны дал указание направить Колдунова в лётную школу. Окончил Качинскую военную авиашколу. Был распределён в запасной авиаполк, но сумел добиться зачисления в действующую армию. С мая 1943-го в должности лётчика 594-го штурмового авиаполка.


Первая победа одержана 21 июня 1943-го над Северским Донцом. Быстро набирал боевой счёт, также быстро рос в должностях: в течение нескольких месяцев 1943-го был младшим лётчиком, лётчиком, командиром звена, заместителем командира истребительной эскадрильи.
С осени 1943-го до конца войны командовал эскадрильей. Отличился в таких операциях, как битва за Днепр, освобождение Правобережной Украины, Ясско-Кишинёвская, Будапештская, освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии.

К началу мая 1944-го командир эскадрильи 866-го ИАП 288-й истребительной авиадивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта капитан Колдунов совершил 223 боевых вылета, провёл 45 воздушных боёв, сбил лично 15 самолётов противника и 1 - в группе. За эти подвиги 2 августа 1944-го Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Колдунову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

"Хозяином неба" называли в дивизии 20-ти летнего паренька, а товарищи дали ему прозвище "Колдун". Даже немецкие радионаводчики частенько предупреждали своих: "Ахтунг, ахтунг, Колдун в воздухе!.." Александр быстро привык к своему "рабочему" позывному и не обижался на товарищей.
Менее двух лет провёл молодой лётчик на фронте на Як-1, Як-3 и Як-9. Всего за годы войны Колдунов совершил 412 боевых вылетов, провёл 96 воздушных боёв, в ходе которых им лично сбито 46 вражеских самолётов и 1 - в составе группы.

Также на счету А.И. Колдунова был и один бой против американских союзников.

Рискуя жизнью, Колдунов приблизился к американским самолётам, показывая им красные звёзды на фюзеляже, но был обстрелян, а два наших - сбито. Ответным огнём были сбиты 3 (по советским данным) или 2 (по американским) самолёта США, в том числе одного сбил Колдунов. В конце-концов ему всё-таки удалось добиться прекращения боя, поставив свой самолёт буквально перед носом ведущего группы американцев... Затем был большой дипломатический скандал. Американцы всё же признали ошибку и принесли свои извинения, но сбитые американские самолёты нашим лётчикам засчитаны не были.
Через несколько лет после окончания войны, в составе группы награждённых к годовщине Советской Армии, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года майор А.И. Колдунов был награждён второй медалью «Золотая Звезда», став дважды Героем Советского Союза... Друзья тогда даже подшучивали: "Это тебе - за американцев"!

Насчёт сбитого Колдуновым американского "Лайтнинга" и прочих его "заслуг" в этом бою - это всё же - байка. Колдунов тогда просто взлетел и немного полетал вокруг, в бою не участвовал, там все другие пилоты сделали. Приписали ему эти "подвиги" потом уже, после войны, задним числом, когда по службе "в гору пошёл".

Всю войну он летал на истребителях А.С. Яковлева. Дважды был легко ранен, несколько раз возвращался на повреждённом самолёте, но сбит не был. Входит в первую десятку наиболее результативных советских истребителей периода Великой Отечественной войны.
После войны Колдунов продолжил службу в истребительной авиации ВВС. В 1952-м окончил ВВА в Монино. Командовал ИАП, истребительной авиадивизией. В 1960-м окончил Военную академию Генштаба. Был переведён в войска ПВО и служил в Бакинском округе ПВО, был заместителем командующего и командующим истребительной авиацией округа, первым замом командующего войсками округа.
С ноября 1970-го - командующий войсками Московского округа ПВО. С декабря 1975-го - первый заместитель Главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1978-го - Главнокомандующий Войсками Противовоздушной обороны страны. 31 октября 1984-го Александру Ивановичу было присвоено воинское звание Главный маршал авиации (маршал авиации с 1977-го, генерал-полковник авиации с 1972-го).
... Снят с должности в мае 1987 года - после скандального полёта Матиаса Руста к Москве и посадки его Цессны на Красной площади.


Умер 7 июня 1992 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Бронзовый бюст почётного гражданина Смоленска установлен на его малой родине, в поселке Монастырщина. Его имя носит школа в городе Электроугли и улица в Балашихе.
Tags: АВИАЦИЯ, военные, история, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments