kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Category:

Создавался для замены Ту-104


Наш "Полтинник" или "Большая Тушка"

3 октября, 1968 год. Впервые поднялся в воздух магистральный пассажирский трёхдвигательный Ту-154.
Командир экипажа Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель Юрий Владимирович СУХОВ.
Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless - «Беззаботный», на сленге советских пилотов - «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка», или «Аврора») - трёхдвигательный реактивный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, разработанный в 1960-х в СССР в КБ Туполева для замены Ту-104.
Первый полёт был выполнен 3 октября 1968 года. Производился серийно с 1970-го по 1998-й, пережив несколько модернизаций. Темп выпуска иногда достигал 5 машин в месяц. С 1998 по 2013 годы велось мелкосерийное производство Ту-154М на самарском заводе «Авиакор». В феврале 2013-го завод сообщил об окончании, с выпуском борта № 998, производства самолёта данного типа.
Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который до конца первого десятилетия XXI века оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности в России. Всего было произведено 1 026 машин.
Самый короткий беспосадочный маршрут, на котором используется Ту-154, Ташкент - Наманган (189 км), а самый протяжённый - Москва - Нерюнгри (Якутия).

Предварительная разработка самолёта нового поколения, предназначавшегося для замены Ту-104, Ан-10 и Ил-18, началась в ОКБ Туполева 1963-м под руководством главного конструктора, заместителя Туполева, Д.С. Маркова. Затем главным конструктором стал С.М. Егер, с 1975 года - А.С. Шенгардт. В конкурсе также участвовал проект ОКБ Ильюшина Ил-72, который не получил дальнейшего развития. Ставилась задача создать современный пассажирский самолёт, не уступающий по своим параметрам созданному в то время Boeing 727.
Первый опытный экземпляр с бортовым номером СССР-85000 построен в 1966-м. Первый полёт состоялся 3 октября 1968-го (командир корабля Ю.В. Сухов). В 1969-м машину продемонстрировали на авиасалоне в Ле-Бурже. В 1970-м в Куйбышеве, на авиационном заводе № 18 (КуАЗ, Авиакор) началось серийное производство. В мае 1971-го предсерийные самолёты начали использоваться для перевозки почты из Москвы (Внуково) в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды.
Самолётам семейства Ту-154 (в СССР, а затем - в России) присваивались регистрационные (бортовые) номера, начинающиеся с 85 (например: СССР-85311, RA-85185).



Новый самолёт поступил во Внуково в конце 1970-года. В мае 1971-года его начали использовать для перевозки почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. На трассы "Аэрофлота" лайнер вышел в начале 1972-года. Свой первый регулярный рейс Москва - Минеральные Воды Ту-154 совершил в день 49-й годовщины "Аэрофлота" - 9 февраля 1972-го. Рейс выполнил экипаж в составе командира корабля Е.И. Багмута, второго пилота А.В. Алимова, штурмана В.А. Самсонова и бортинженера С.С. Сердюка.
2 апреля 1972 года лайнер начал эксплуатироваться на международных авиалиниях - первый международный рейс на Ту-154 был выполнен в берлинский аэропорт Шёнефельд.
С 1975 по 1981-й самолёт модернизировался, взлётная масса была увеличена с 94 до 98 тонн. Изменения коснулись планёра, крыла, состава оборудования, увеличения числа пассажиров.
Новая модификация получила наименование Ту-154Б. Под эту конфигурацию впоследствии были доработаны все самолёты первых серий.
В 1984-м в серийное производство поступила модификация Ту-154М (первоначально Ту-164), созданная под руководством А.С. Шенгардта. На этой машине были установлены более экономичные двигатели конструкции ОКБ П.А. Соловьёва. Самолёты этой модификации имеют максимальную взлётную массу от 100 до 104 тонн.



Девять самолётов были переделаны в грузовые. Проект первоначально именовался как Ту-154Т, затем Ту-154С (cargo).

Пять самолётов были переоборудованы в летающие лаборатории и существенно доработаны по программе испытаний космического корабля «Буран». Два из пяти Ту-154ЛЛ могли совершать полностью автоматическую посадку.
Две машины были переоборудованы в рамках программы «Открытое небо». Самолёты предназначались для всестороннего контроля за военной деятельностью стран НАТО и СНГ.
В Германии переоборудовали Ту-154М, принадлежащий Военно-воздушным силам Германии (машина потерпела катастрофу через два года, в 1997). В РФ проект получил наименование Ту-154М-ОН.

На базе Ту-154 был создан первый в мире самолёт, двигатели которого работали на сжиженном газе (Ту-155).
Модификации Ту-154 стали самыми массовыми самолётами в СССР в середине 1980-х годов. На этих самолётах выполнялась значительная доля перевозки авиапассажиров в СССР.
Ту-154 летали во многие аэропорты СССР, а также более 80 городов мира. Самолёт эксплуатировался, помимо «Аэрофлота», в 235-м (правительственном) авиаотряде (11 самолётов), а также в авиации Вооружённых сил СССР.
Tags: АВИАЦИЯ, гражданские, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments