kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Первый авиатор - Георгиевский кавалер

Лётные лики

Вячеслав Михайлович ТКАЧЁВ - генерал-майор авиации, выдающийся военный лётчик, первый авиатор - Георгиевский кавалер... Человек уникальной судьбы.

Вячеслав Матвеевич Ткачёв родился 24 сентября (6 октября) 1885-го на Кубани. После окончания Нижегородского кадетского корпуса поступил в Константиновское артиллерийское училище. 1 августа 1911-го Ткачёв был зачислен в авиашколу Одесского аэроклуба, в ноябре 1911-го получил диплом пилота-авиатора. 17 декабря 1912-го Ткачёв успешно сдаёт экзамен на звание военного лётчика в Севастопольской школе авиации, где он прошёл обучение на "Ньюпоре". Карьера Ткачёва была стремительной и заслуженной, одна должность сменялась другой - начальник корпусного авиаотряда, инспектор авиации, начальник полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного Главнокомандующего...
В начальный период войны Ткачёв совершил несколько очень важных для русского командования разведывательных полётов за что приказом армии Юго-Западного фронта от 24 ноября 1914-го был награждён орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени (первым среди лётчиков). В декабре 1914-го на участке Юго-Западного фронта командир авиаотряда тогда ещё подъесаул Ткачёв, имея при себе из оружия лишь пистолет «Наган», первым среди русских пилотов, атаковал немецкий аэроплан и своими действиями заставил противника ретироваться. 1 августа 1916-го Ткачёв сбил австрийский аэроплан «Авиатик», причём аппарат и оба лётчика попали в руки русских воинов. Награждён Золотым оружием «За храбрость» (10.9.16).
В 1917-м Ткачёв завершил работу над первым в своём роде в истории развития русской авиации пособием - «Материалы по тактике воздушного боя», составленным на основании боевой практики в Луцком районе осенью 1916-го. В этом документе, как показал дальнейший ход событий, он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России.
19 ноября 1917-го, узнав о предстоящем занятии Ставки главковерха прибывшими петроградскими солдатами во главе с новым Верховным Главнокомандующим прапорщиком Крыленко, Ткачёв подал рапорт об отставке, а на следующий день, не дожидаясь ответа, самовольно уехал на фронт. В оставленной записке он обратился к председателю авиасовета с заключительным возванием, которое стало по сути реквиемом русскому Военно-воздушному флоту.


Председателю авиасовета.
Захват Ставки большевиками поставил меня в безвыходное положение. Передо мною стояла проблема: остаться на занимаемой должности, подчиниться Крыленко и таким образом принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или же отдать себя на милость победителей, выразив им своё неподчинение. Впрочем, разрешение данного вопроса первым способом не могло совершенно иметь места, так как по имевшимся у меня данным, я должен был быть арестованным даже независимо от того, подчиняюсь ли я самозванцу Крыленко или нет. Таким образом, с появлением большевиков в Ставке я погибал для авиации. Считая своим нравственным долгом перед Родиной в ее тяжелые дни испытаний работать, борясь всеми силами и средствами с ужасным ядом, несущимся преступниками народа и государства - большевиками, а не сидеть под арестом, я подал рапорт 19 ноября Начальнику Штаба с просьбой об увольнении меня от занимаемой должности и о назначении моим заместителем одного из следующих кандидатов: полковника Коновалова, Степанова или Кравцевича и, сдав временно должность полковнику Нижевскому, 20 ноября я покинул Ставку, подав рапорт об отъезде на фронт. В лице Авиасовета, я каюсь перед всей родной мне авиацией в своих страданиях теперь. Меня можно упрекнуть за то, что я в тяжелую минуту покинул свой ответственный пост, но этим я ускорил свой уход только на несколько часов. Я прошу Авиасовет прийти на помощь моему заместителю всем своим авторитетом и возможными средствами для спасения авиации от полного развала. Молю сохранить для будущей обновленной России хотя бы ячейку, которая послужит началом для будущего мощного воздушного флота.
Подписал Полковник Ткачев.

Ткачёв убыл на Кубань. В начале 1918-го вступил рядовым в отряд полк. Кузнецова, действовавший в районе Майкопа. Попал в плен к красным и избежал расстрела только после заступничества кубанских казаков. После очищения Кубани и Северного Кавказа от красных силами Добровольческой армии в марте 19-го сформировал в Екатеринодаре 1-й Кубанский авиаотряд. Участвовал в боях в районе ст. Великокняжеская, где действовал против кавалерии Думенко и Буденного. В 19-м участвовал в боях на Царицынском направлении.
Под его руководством ударами авиации при тесном взаимодействии с наземными силами удалось полностью деморализовать прорвавшую фронт кавалерийскую группу РККА, следствием чего было её полное уничтожение.
После эвакуации Крыма проживал в Югославии. Работал редактором авиажурнала, в частном пароходстве, был консультантом при инспекции авиации Королевства сербов, хорватов и словенцев. Проживал в Нови Саде, затем в Земуне. В период Второй мировой - начальник внеклассного воспитания русской молодёжи мужской и женской гимназий Белграда.

После вступления частей Советской армии в Белград арестован органами МГБ СССР и этапирован в Москву. Обвинялся в "сочувствии мировой буржуазии, терроризме и участии в антисоветской организации". Осужден ОСО при МГБ СССР к 10 годом ИТЛ. Срок отбывал в СибЛаге, ОзерЛаге, и лагерном отделении Мордовской ССР. 05.02.1955 был выпущен без права проживания в крупных городах. Проживал в Краснодаре у своей племянницы. Работал в артели инвалидов переплётчиком. Несмотря на нищенское существование продолжал исследования в истории авиации в России.
Умер в Краснодаре 25 марта 1965-го в нищете. Похоронен на Славянском кладбище Краснодара. Долгие годы место его упокоения, как и само имя, находилось в полном забвении. Лишь к 110-летию со дня рождения первого генерала русской авиации на доме № 82 по улице Шаумяна, где он жил последние годы, была открыта мемориальная доска: под гул проносящихся в небе самолётов пилотажной группы «Стрижи» церемонию провел тогдашний главком ВВС России генерал Петр Дейнекин.
Tags: АВИАЦИЯ, военные, история, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments