kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Впервые был замечен над Раменским

"Точка опоры"

6 октября, 1977 год. Лётчики А.В. Федотов и В.Е. Меницкий впервые подняли в воздух изделие 9 - 12 (будущий фронтовой истребитель МиГ-29).
Машина с обозначением "901" на килях и "01" на воздухозаборниках. В серийное производство принят в 1982-м. Всего изготовлено более 1,6 тыс. экз. На вооружение принят в 1984-м.


МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum - «Точка опоры» или «Средство достижения цели») - советский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ.

В 1969-м был объявлен конкурс на разработку перспективного самолёта, который получил обозначение ПФИ (перспективный фронтовой истребитель). Тактико-технические требования были амбициозными: большой радиус действия, возможность использования коротких ВПП (включая применение малоподготовленных), превосходная манёвренность, максимальная скорость более 2М и тяжёлое вооружение. Аэродинамическое проектирование нового самолёта выполнял ЦАГИ в сотрудничестве с КБ Сухого.
В конкурсе приняли участие конструкторские бюро КБ Сухого, КБ Яковлева и Микояна и Гуревича. Конкурс выиграло бюро Микояна и Гуревича. В 1971-м ввиду дороговизны реализации проекта ПФИ его разделили на ТПФИ (тяжёлый перспективный фронтовой истребитель) и ЛПФИ (лёгкий перспективный фронтовой истребитель). Разработкой и созданием ТПФИ занялось КБ Сухого, а ЛПФИ - ОКБ Микояна и Гуревича.
Работа над ЛПФИ началась в 1974-м, результатом которой стал Продукт 9, получивший обозначение МиГ-29А. Первый полёт прототипа был выполнен 6 октября 1977-го. Самолёт был впервые замечен разведывательными спутниками США в ноябре 1977-го и получил обозначение Ram-L (означет Раменское - место над которым впервые заметили самолёт).


Из-за задержек, связанных с потерей двух прототипов в авариях, серийное производство было развёрнуто только в 1982-м на базе московского завода № 30 «Знамя труда». В августе 1983-го первые серийные МиГ-29 начали поступать на авиабазу Кубинка. Машина успешно прошла государственные приёмные испытания в 1984-м, после чего начались её поставки в части фронтовой авиации. Первым самолёт получил 91-й истребительный инструкторский авиаполк 4-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава в Липецке 30 июня 1983-го. Первыми строевыми полками, на вооружение которых поступили МиГ-29, стали 234-й ИАП (Кубинка) и 145-й ИАП (Ивано-Франковск). К началу 1985-го эти два авиаполка на МиГ-29 достигли оперативной готовности. После поставки первых машин стало ясно распределение задач между ТПФИ и ЛПФИ. Тяжёлый Су-27, обладая бо́льшим радиусом действия, имел задачу глубокого воздушного поиска и уничтожения передовой авиатехники НАТО, лёгкий МиГ-29 — для завоевания господства в воздухе, в частях фронтовой авиации заменил МиГ-23.
В соответствии с замыслом руководства, МиГ-29 дислоцируются вблизи линии фронта и должны обеспечивать локальное превосходство в воздухе наступающим частям моторизированной армии. Тогда существовала доктрина, предполагающая быстрое продвижение наземных механизированных частей и подразделений, прикрываемых самолётами фронтовой авиации. Данное обстоятельство подразумевало использование авиацией повреждённых или малоподготовленных ВПП. С этой целью МиГ-29 был снабжён прочным шасси и закрывающимися нижними воздухозаборниками. На МиГ-29 также возлагалась задача по сопровождению штурмовиков и их защиты от истребителей НАТО типа F-15 и F-16.

По классификации НАТО МиГ-29 получил обозначение «Fulcrum-A». На базе МиГ-29 (9-12) были созданы экспортные модификации с более упрощенной авионикой, исключающей возможность доставки ядерного заряда - модели МиГ-29А (для ВВС участников Варшавского Договора и МиГ-29Б (для прочих стран). Первый показ МиГ-29 в странах вероятного противника произошёл во время визита советских самолётов в Финляндию в июле 1986-го. Первый показ МиГ-29 на авиасалоне - в сентябре 1988-го в Фарнборо.
За счёт своих выдающихся качеств МиГ-29 активно поставлялся на экспорт во множество стран. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая самолёты палубного базирования. Начиная с 2007 года МиГ-29 базировался также на авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
РСК МиГ произвело свыше 1600 истребителей МиГ-29. Кроме того, почти 200 учебно-боевых МиГ-29УБ было собрано заводом в Нижнем Новгороде. МиГ-29УБ - первый в истории авиации учебно-боевой самолёт по своим параметрам и боевым возможностям идентичный боевому.

Старые модификации постепенно выводятся из состава ВКС. Идёт перевооружение на новые модели, например, на МиГ-29СМТ. Модернизация истребителей старой постройки признана нецелесообразной в связи с физическим износом и коррозией.

Парк МиГ-29 ВВС России - около 200 самолётов - в массе своей сильно устарел, если не считать 30 новых МиГ-29СМТ. Остальные машины, производства 1980-х - начала 1990-х годов, изношены и выработали ресурс. Сегодня эти машины поддерживают в исправном состоянии за счёт текущего ремонта, но в перспективе их надо менять на новые самолёты - капитальный ремонт с модернизацией обойдётся слишком дорого и потому нецелесообразен, - пояснили в Минобороны. Планируется постепенная замена всех МиГ-29 на МиГ-35. Заключён контракт на поставку ВВС РФ многоцелевых МиГ-29СМТ.
Tags: АВИАЦИЯ, На взлёт!, военные, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment