kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Вам - взлёт!

"Белый лебедь" плывёт...

10 октября, 1984 год. Первый полёт первого серийного Ту-160, выпущенного КАПО им. С.П. Горбунова.
Ту-160 (заводское обозначение: «изделие 70», по кодификации НАТО: Blackjack - «Блэкджек») - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970 - 1980-х годах.
Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Это также самый скоростной бомбардировщик из находящихся на вооружении. Получил название «Белый лебедь».

В 1960-х годах СССР развивал стратегические ракетные вооружения, в то же время США делали ставку на стратегическую авиацию. Политика, проводившаяся Хрущёвым, привела к тому, что к началу 1970-х годов Союз располагал мощной системой ракетно-ядерного сдерживания, но стратегическая авиация имела в своём распоряжении лишь дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4, уже неспособные преодолеть противовоздушную оборону стран НАТО.
Считается, что толчком для разработки нового советского бомбардировщика послужило решение США разработать в рамках проекта AMSA новейший стратегический бомбардировщик - будущий B-1. В 1967-м Совмин СССР постановил начать работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным самолётом.
К работам по новому бомбардировщику приступили ОКБ Сухого и Мясищева. ОКБ Туполева ввиду большой загруженности сперыв привлечено не было.
После того, как в 1969-м ВВС представили новые тактико-технические требования к перспективному многорежимному стратегическому, к разработке также приступило ОКБ Туполева. Здесь имелся богатый опыт решения проблем сверхзвукового полёта тяжёлых самолётов, полученный в процессе разработки и производства сверхзвукового Ту-144, в том числе опыт проектирования конструкций с большим ресурсом работы в условиях сверхзвукового полёта, разработки теплозащиты планёра самолёта и т.д.
Туполевцы первоначально отклонили вариант с изменяемой геометрией, поскольку вес механизмов поворота консолей крыла сводил на нет все преимущества такой схемы, и взяли за основу гражданский сверхзвуковой самолёт Ту-144.
В 1972 году комиссия рассмотрела представленные на конкурс проекты ОКБ Сухого («изделие 200») и ОКБ Мясищева (М-18). Рассматривался также внеконкурсный проект ОКБ Туполева. Членам конкурсной комиссии больше всего понравился проект ОКБ Мясищева, который в большей степени отвечал заявленным требованиям ВВС. Самолёт по своей универсальности мог применяться для решения разного рода задач, имел широкий диапазон скоростей и большую дальность полёта. Однако, учитывая опыт ОКБ Туполева по созданию таких сложных сверхзвуковых самолётов как Ту-22М и Ту-144, разработку стратегического самолёта-носителя поручили туполевцам. Все материалы для дальнейшего ведения работ решено было передать ОКБ Туполева.

Первый полёт опытного образца («70-01») состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское». Полёт выполнял экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем.
Второй прототип самолёта («70-02») использовался для статических испытаний и не летал. Позднее к испытаниям присоединился второй лётный образец под обозначением «70-03». Самолёты «70-01», «70-02» и «70-03» построены на ММЗ «Опыт».

В 1984 году Ту-160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе (КАПО). Первая серийная машина (1-01) поднялась в воздух 10 октября 1984-го, вторая серийная (1-02) - 16 марта 1985-го, третья (2-01) - 25 декабря 1985-го, четвёртая (2-02) - 15 августа 1986 года.
Комплекс Ту-160 принят на вооружение в 2005 году. 12 апреля 2006-го было объявлено о завершении госиспытаний модернизированных двигателей НК-32 для Ту-160. Новые двигатели отличаются значительно возросшим физическим ресурсом и повышенной надёжностью.
28 декабря 2007-го в Казани осуществлён первый полёт на новом серийном самолёте Ту-160.
29 апреля 2008-го в Казани состоялась церемония передачи нового самолёта на вооружение ВВС. Новый самолёт получил имя «Виталий Копылов» (в честь бывшего директора КАПО Виталия Копылова) и включён в состав 121-го Гвардейского авиационного Севастопольского Краснознамённого тяжёлого бомбардировочного полка, базирующегося в Энгельсе.
В феврале 2004 года сообщалось, что планируется постройка трёх новых самолётов, самолёты поставлены в 2009-м. В составе ВВС России на начало 2016-го находилось 16 самолётов.

И немного об Украине: После распада СССР на Украине на авиабазе Прилуки находились 21 Ту-160. С 1998-го Украиной были утилизированы 11 самолётов, один был передан в музей, оставшиеся девять были переданы России в уплату за природный газ.
В присутствии двух американских сенаторов был разрезан Ту-160 с бортовым номером 24, выпущенный в 1989-м и имевший 466 часов налёта. Вторым был утилизирован Ту-160 с бортовым номером 13, построенный в 1991-м и имевший налёт менее 100 часов.
8 сентября 1999-го в Ялте было подписано межправительственное соглашение между Украиной и Россией по обмену 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, 575 крылатых ракет и аэродромное оборудование в уплату за поставленный Россией природный газ на сумму 285 млн долларов. Передача была завершена 21 февраля 2000-го, когда два последних Ту-160 вылетели на авиабазу «Энгельс-2».
30 марта 2000-го Ту-160 ВВС Украины с бортовым номером 26 перелетел в Полтавский музей дальней авиации. Позднее бомбардировщик был приведён в небоеспособное состояние.

В апреле 2015-го министр обороны России Сергей Шойгу поручил возобновить производство бомбардировщиков. ВВС РФ приобретут не менее 50 бомбардировщиков Ту-160М.
12 августа 2016-го на празднике «Я выбираю небо», прошедшем на аэродроме Куркачи (Высокогорский район Татарстана), зрителям был продемонстрирован новейший Ту-160М (первый в линейке М), который должен быть передан в ВКС России.
Впервые Ту-160 были задействованы во время военной операции России в Сирии.
На 2017 год в составе ВКС России состоит 16 самолётов. Принято решение об их полной модернизации.
В середине июня 2017-го заместитель министра обороны РФ Ю.И. Борисов заявил «…что предварительная сварка подтвердила восстановление технологии изготовления самолёта. Вылет первого модернизированного Ту-160М2 запланирован на 2018 год, а серийное производство в рамках переоснащения стратегической авиации - на 2021-й.»
Tags: АВИАЦИЯ, На взлёт!, На страже Родины!, военные
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments