kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Возложенных надежд не оправдал

"Чудо Страны Советов"

11 октября, 1931 год. Первый полёт почтово-пассажирского (прототип с двигателем Wright J-6-7) из нержавеющей стали «Сталь-2» А.И. ПУТИЛОВА; лётчик-испытатель Э.И. ШВАРЦ.
"Сталь-2"- ближнемагистральный пассажирский с одним поршневым двигателем воздушного охлаждения разработки КБ инженера А.И. Путилова (отдела опытного самолётостроения НИИ ГВФ).
Первый серийный самолёт с цельностальной сварной конструкцией. Самолёт показал хорошие лётно-технические данные, и после нескольких полетов по авиалиниям, выполненных для изучения его эксплуатационных качеств, было принято решение построить специализированный завод № 81 в Тушино и начать на нём серийное производство. Произведено было 111 машин.
Завод начал выпускать серийные самолёты с июня 1933-го. Они оснащались отечественными двигателями воздушного охлаждения М-26 мощностью 300 л. с., и с ними "Сталь-2" с полётной массой 1910 кг имели максимальную скорость у земли 205 км/ч, а высоту 1000 м они набирали за 5 мин. С массой полезной нагрузки 730 кг, из которой 360 кг приходились на пассажиров и их багаж, дальность полёта была равна 550 км при средней эксплуатационной скорости 165 км/ч и с аэронавигационным запасом топлива на полчаса. Часовой расход топлива при этом составлял 75 кг/ч; посадочная скорость их не превышала 80 км/ч.

16 ноября 1934-го СССР впервые принял участие в международном Парижском авиасалоне, показав среди прочих летательных аппаратов (Р-5, АИР-9) и «Сталь-2».

Самолёт получил там высокую оценку на XIV международной выставке, имел большой успех и был назван "Русское чудо Страны Советов".
Аэродинамическая схема - подкосный моноплан (высокоплан) с неубирающимся шасси и однокилевым оперением.
Особенностью самолёта являлось изготовление сварного каркаса из нержавеющей стали марки «Энерж-6». Обшивка плоскостей, оперения и хвостовой части фюзеляжа - полотно, боковых частей фюзеляжа - фанера, передняя часть фюзеляжа - дюраль. Экипаж - 1 человек, пассажировместимость - 4 человека.
Несмотря на относительно небольшой комфорт, предоставляемый пассажирам в полёте, и невысокие для середины 30-х годов лётно-технические данные, эти самолёты в целом как пассажирское воздушных линий небольшой протяженности себя оправдали.
Но надежды на большой срок службы конструкции стальных пассажирских машин были во многом завышены. Коррозия сварных точек, болтов, пистонов, растрескивание фанерной и полотняной обшивки требовали такого же регулярного ремонта стальных самолётов, как и выполненных из других конструкционных материалов. На срок службы стальных машин того времени влияло и их быстрое моральное устаревание... А дешёвое - не может быть хорошим. 
И всё же самолёты "Сталь-2", как и их развитие "Сталь-3", оставили заметный след в истории авиации как первые самолёты с цельностальной сварной конструкцией, доведённые до стадии серийного производства. Но все эти "Стали" - реализация провальной концепции о дешёвом самолёте: мол, сталь - не дерево, рассыхаться не будет; но фанера - есть фанера, а полотно - это всего лишь полотно...
Tags: АВИАЦИЯ, гражданские, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments