kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

По страницам авиаистории

Вам - взлёт!
15 октября, 1928 год. Начало серийного выпуска истребителя И-4 П.О. Сухого с М-22.
И-4 (АНТ-5) «истребитель четвёртый» - советский одноместный истребитель-полутораплан, «лёгкий манёвренный».
И-4 являлся первым отечественным цельнометаллическим истребителем. Лучший в мире (?) боевой самолёт по манёвренности на момент создания, как уверяет кое-кто. Проектировался в 1925 - 1927-х с целью сравнения цельнометаллических конструкций со смешанными и деревянными конструкциями истребителей. Стал первым боевым самолётом, спроектированным конструкторской бригадой Павла Сухого по проектному заданию и под общим руководством А.Н. Туполева в АГОС ЦАГИ.
С декабря 1927-го строился серийно. С 1928-го по 1933-й состоял на вооружении ВВС РККА.
Имел два индекса-обозначения: АНТ-5 - аббревиатура, образованная от: «Андрей Николаевич Туполев [самолёт] пятый» - по имени авиаконструктора А.Н. Туполева, в 1925 году Начальника АГОС ЦАГИ, где проектировался самолёт; И-4 - аббревиатура, образованная от: «истребитель четвёртый», - классификация, принятая в ВВС РККА в то время.
Вопрос о выпуске в серию был решен в декабре 1927-го. Самолёт строился на авиазаводе, который возглавлял С.П. Горбунов. На завод качестве ответственного технического представителя АГОС для производства истребителя в серии был командирован ведущий инженер-конструктор Павел Сухой. Серийная постройка И-4 с более мощным двигателем М-22 в 480 л. с. началась в конце 1927-го. Первый самолёт был выпущен 15 октября 1928-го. Серийная заводская модель получилась несколько тяжелее и имела более низкие, нежели у эталона, лётные характеристики. Но по основным ТТД серийный боевой И-4 не уступал истребителям своего времени. Всего было построено 369 машин.
Руководство ВВС посчитало целесообразным одновременно запустить в серию также однотипный лёгкий маневренный истребитель И-3 конструкции Н.Н. Поликарпова, выполненного по традиционной технологии из дерева, металла и ткани. Предполагалось сравнить самолёты Поликарпова И-3 и Сухого И-4 в реальных условиях эксплуатации в лётных строевых частях.
Был использован для ряда экспериментов, например, использовался как навесной истребитель для авиаматки - бомбардировщиков ТБ-3 и ТБ-1. И-4 модификация для «Звена» Вахмистрова - сильно укороченное нижнее крыло (до 0,5 м каждая консоль) - для улучшенного взлёта с ТБ-1. Был выпущен в 1930-м.



15 октября, 1940 год. Первый полёт бомбардировщика ДБ-4 (ЦКБ-56); экипаж В.К. Коккинаки.
ДБ-4 (также известный как ЦКБ-56) - скоростной дальний бомбардировщик, разрабатывавшийся в СССР в 1939-1940-х.
В отличие от Ил-4, был выполнен по схеме высокоплан с разнесенным оперением по типу Пе-2. Имел два двигателя АМ-37. В серию запущен не был, так как двигатели не были доведены до должного уровня, а начавшаяся война потребовала наращения производства бомбардировщиков Ил-4 и штурмовиков Ил-2.
Проект ДБ-4, который имел заводское обозначение ЦКБ-56, разрабатывался под двигатели М-120, но уже на самой ранней стадии проектирования предусматривалась также возможность установки на самолёте двигателей АМ-37, которыми из-за трудностей, встретившихся при создании М-120, и были оснащены опытные ДБ-4.
Первый полёт ДБ-4 состоялся 15 октября 1940-го под управлением В.К. Коккинаки. Испытания выявили два основных недостатка: малую путевую устойчивость, особенно на небольших скоростях, и недостаточную жёсткость его фюзеляжа на кручение из-за наличия в нём большого выреза под бомбоотсек. Оба недостатка были устранены увеличением площади вертикального оперения и установкой на наружной обшивке фюзеляжа четырех (по два с каждого борта) мощных лонжеронов из прессованного профиля корытообразного сечения. Изменения были внесены и в конструкцию второго опытного самолета ДБ-4, постройка которого была завершена в конце ноября 1940-го.
Однако уже после первых полётов второго опытного самолёта лётные испытания ДБ-4 прекратили, так и не выявив полностью его лётно-технических данных. Основными и более важными в то время направлениями деятельности немногочисленного коллектива ОКБ Ильюшина были работы по доводке и обеспечению серийного производства Ил-2 и ДБ-3Ф, а также по проектированию бронированного штурмовика ЦКБ-60. Кроме того, создание скоростного дальнего бомбардировщика посчитали завершенным после запуска в октябре 1940-го в серийное производство ДБ-240 (Ер-2), который, проходя государственные испытания с двигателями М-105, достиг скорости 500 км/ч и заданной дальности полёта с нормальным бомбовым грузом.


15 октября, 1960 год. Состоялся первый полёт Ми-10; лётчик-испытатель Г.В. Алфёров.
Ми-10 предназначен для перевозки крупногабаритных грузов, в 1965-м на его базе создан вертолёт-кран Ми-10К.

Ми-10 (изделие «60», по классификации НАТО: Harke) - военный транспортный вертолёт (летающий кран), развитие Ми-6.
Разработан в 1961 - 1964-х, принят на вооружение в 1963-м. Серийно производился на Ростовском вертолётном заводе.

20 февраля 1958-го правительство СССР распорядилось приступить к проектированию «летающего крана» на базе Ми-6. Задание предусматривало грузоподъёмность 12 т при дальности 250 км и максимальную (при перевозке на короткие расстояния) - 15 т. В процессе проектирования задание было дополнено требованием по перевозке крылатых и баллистических ракет, что и стало основной задачей Ми-10. Сохранив силовую установку и схему управления Ми-6, конструкторы заменили фюзеляж вертолёта новым — узким и низким, в который тем не менее вписался отсек длиной 15.95 метров для перевозки грузов или 28 пассажиров; во время перегонов в него можно было устанавливать дополнительные топливные баки. Для того, чтобы при взлёте все колёса отрывались от земли одновременно, правые стойки шасси были выполнены на 300 мм короче левых, при этом минимальный клиренс равнялся 3.75 м. Всего было предусмотрено две схемы транспортировки грузов вне фюзеляжа.
Прототип, известный как В-10, успешно испытывался, но в мае 1961-го сгорел на земле из-за технической неисправности. 23 сентября 1961-го второй опытный В-10 установил рекорд грузоподъёмности - 15 103 кг на высоту 2 200 м. В последующие годы ВПК отказался от идеи возить ракеты вертолётами, и проект оказался на грани закрытия. Выпуск серийного Ми-10, начатый в 1964-м, составил всего 24 единицы. Широкого применения эти машины не нашли.
Ми-10К - гражданская модификация Ми-10, оптимизированная для выполнения строительно-монтажных работ.

Новая модификация, Ми-10К, была разработана специально для строительно-монтажных работ.
Первый полёт состоялся в июне 1965-го; в 1967-м Ми-10К летал на авиашоу в Париже.
Производство же началось только в 1975-м (всего в 1975-1976-х было выпущено 17 машин, и 4 переоборудовано из базовых Ми-10).
Конструкторы полностью отказались от гидрозахватов и внешней платформы, уменьшили высоту шасси, что снизило вес и лобовое сопротивление.
Вместо не оправдавших себя телекамер для управления вертолётом при погрузке-разгрузке Ми-10К был оборудован второй, подвесной кабиной лётчика с круговым обзором и третьим комплектом рычагов управления. «Коротконогие» Ми-10К порой эксплуатируются кое-где на строительстве высотных объектов по сей день.
Tags: АВИАЦИЯ, вертикальные, военные, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments