kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Страницы авиаистории

«Не надо только мешать ему лететь»

17 октября, 1939 год. Первый полёт первого самолёта завода № 84 в Химках - пассажирского ПС-84, позднее Ли-2; Т.Л. Баев.
Завод N 84, расположенный в Химках под Москвой, ещё до войны специализировался на выпуске транспортных самолётов Ли-2 , копии известного двухмоторного самолёта по лицензии американской фирмы "Дуглас" .
Хотя самолёт был точнейшей копией американского "Дугласа" DC-3 , тем не менее ему у нас было присвоено наименование Ли-2 , от начальных букв фамилии Б.П. ЛИСУНОВА, который был главным инженером на заводе N 84.

«Дуглас», как стали называть самолёт в СССР, сразу планировалось строить в гражданском и военном (транспортно-десантный и санитарный) вариантах. Однако производство даже пассажирской модификации, мало отличавшейся oт DC-З, оказалось делом сложным. Освоение задерживалось из-за арестов опытных конструкторов, в том числе и главного конструктора В.М. Мясищева.
В 1938-1939-х под руководством главного инженера завода Б.П. Лисунова дюймовые размеры были переведены в метрические, пересчитаны нормы прочности практически всех узлов и агрегатов в связи с применением отечественных авиационных материалов.
Первый самолёт был собран из узлов и агрегатов, поступивших из Америки, только летом 1939-го. После выполнения 166 испытательных полётов он был переоборудо­ван под санитарный и отправлен на фронт, к финской границе, где использовался для перевозки раненых в тыловые госпитали.
Аэрофлот, получивший шесть собран­ных до конца 1939-го DC-3 и первые ПС-84, выпущенные в начале 1940-х, сразу же вывел их на международные и наиболее важные внутренние авиалинии. Самолёт отличался экономичностью, надёжностью и неприхотливостью в эксплуатации, был прост в пилотировании. Лётчики отмечали, что «не надо только мешать ему лететь». В 1940-м для увеличения выпуска ПС-84 НКАП принял решение о срочной модернизации завода с доведением производительности до 500 машин в год, строительстве нового завода в Ташкенте и организации выпуска самолётов на заводе № 124 (строившем ТБ-7) в Казани. Несмотря на постоянное давление со стороны командования ВВС (оно оценивало свои потребности в 510 «Дугласов»), особенно после советско-финляндской войны, до конца года было выпущено всего 64 пассажирских самолёта, большинство из которых все же получил ГВФ.

С началом Великой Отечественной большая часть ПС-84 была мобилизована. Для защиты от атак истребителей противника на гражданские «Дуг­ласы» силами техсостава, прямо в авиачастях, устанавливалось оборони­тельное вооружение. Самолёты оборудовались башенной турелью МВ-3, снимаемой с разбитых бомбардировщиков, и пулемётами ШКАС в носу и на шкворнях в загрузочных люках заднего багажного отсека. Конструкция и оборудование ПС-84, выпускаемых в годы войны, были максимально упрощены. При необходимости самолёты в полевых условиях могли быстро переоборудоваться в бомбардировщики и санитарные машины для выполнения транспортно-десантных операций. Запас прочности позволял максимально исполь­зовать их грузоподъёмность. Рассчитанные на перевозку 1800 кг груза ВС брали на борт до 2600 кг; вместо 24 пассажиров - до 30 десантников. Экипажи ПС-84 имели хорошую подготовку для выполнения полётов в ночное время, в облаках и на малых высотах, что обеспечивало скрытность действий и снижало потери. В октябре 1941-го завод № 84 был эвакуирован в Ташкент, где в январе 1942-го возобновился серийный выпуск.
В сентябре 1942-го самолёт получил новое обозначение - Ли-2. Всего было произведено 6 157 экземпляров.
С 1946-го хозяином здесь уже был Валентин Петрович Глушко. Самолётное производство было прикрыто. Завод N 84 превратился в крупнейшую в Европе фирму по разработке и изготовлению ЖРД - жидкостных ракетных двигателей.
Tags: АВИАЦИЯ, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments