kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Вам - взлёт!

Стратосферный призрак Сталина

23 октября, 1939 год. Первый полёт дальнего высотного стратосферного БОК-15 с гермокабиной; лётчик-испытатель М.М. Громов.
В 1930-е эйфория рекордных достижений не давала покоя ни политикам, ни лётчикам. В 1937-м, вскоре после удачного завершения трансполярных перелетов, экипаж Чкалова писал Сталину:
"Мы помним Ваше обещание разрешить нам перелёт в 1939 году за пределы СССР. До 1939 года осталось времени не так много, и поэтому мы решили Вас просить... построить самолёт с дальностью 15 - 20 тысяч километров, с дизельными моторами и рабочей высотностью 8 - 10 тысяч метров..."
В ответ на это обращение 10 мая 1938-го вышло постановление правительства о разработке в КБ-29 под руководством Чижевского самолёта БОК-15. Новая машина должна была удивить мир, показать в очередной раз, что СССР - великая авиадержава. (К этому времени Бюро особых конструкций переехало из Смоленска в подмосковные Подлипки и вошло в состав КБ-29, сохранив прежнее обозначение своих изделий.)

По первоначальным расчётам БОК-15 должен был в так называемых "тепличных" условиях (без учёта встречного ветра и возможных отклонений от заданного профиля) пролететь без посадки около 24 000 километров. Расчётная крейсерская скорость доходила до 240 км/ч (на 70 км/ч больше, чем показывал в перелетах самолёт РД). Для достижения таких рекордных параметров нужен был дизельный мотор. Единственным претендентом на эту роль оказался отечественный АН-1РТК.
Но то, что хорошо на бумаге, не всегда удается реализовать в жизни. Вновь и вновь выходили из строя турбокомпрессоры. Вдобавок расход масла оказался таким большим, что на борт нужно было брать огромный его запас, а это существенно снижало топливную экономичность мотора. Пришлось корректировать маршруты полётов, ведь гарантированная дальность на самом деле не превышала 15 000 км. Конструкторы подумывали даже заменить дизель на карбюраторный мотор АМ-35ТК. Подготовка БОК-15 к перелётам шла со значительным отставанием от графика. Главным виновником всех бед были по-прежнему двигатели.
Но нарком авиапрома Каганович вместо того, чтобы оказать поддержку КБ-29, стал искать виновного. "Врагом народа" оказался В.А. Чижевский.
28 января 1938-го Каганович докладывал Сталину: "Состояние конструкторского аппарата и работ КБ-29 Чижевского таково, что не даёт уверенности в выполнении той большой задачи, которая перед ним поставлена, по постройке самолета БОК-15... Для того чтобы построить машину без Чижевского, необходимо поставить на эту работу крупный квалифицированный коллектив конструкторов и перевести её производство на более квалифицированный завод... В течение месяца надо основательно укрепить и очистить от сомнительных людей коллектив... С Чижевским вопрос решить немедленно".

1 февраля 1939-го В.А. Чижевского арестовали. По свидетельству заместителя Туполева Л.Л. Кербера, он не падал духом и не сомневался, что происходившее, в том числе и репрессии, имело какие-то высшие и тайные причины. Чижевский считал, что человеческому уму не всё доступно: "Вот подождите, - говорил он, - пройдёт несколько лет, и скрытые для нас причины обнажатся". Чижевский стойко перенёс арест и больше двух лет лагерей. Перед самой войной он оказался в тюремном КБ - ЦКБ-29, которое возглавлял опальный в то время Туполев.
Первый из двух строившихся самолётов БОК-15, пилотируемый М.М. Громовым, поднялся в воздух уже после ареста Чижевского - 23 октября 1939-го. До середины следующего года продолжалась их доводка, но перелёт так и не состоялся. В Европе в это время уже шла Вторая мировая...
Советское руководство (читай, Сталин) распорядилось прекратить дальнейшую работу по высотным несостоявшимся БОКам.

Tags: АВИАЦИЯ, история, эксперимент
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments