kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Константин Константинович АРЦЕУЛОВ





Лётные лики

Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (17(29).05.1891, Ялта - 18.03.1980, Москва) - русский лётчик, художник-иллюстратор.
Впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор. Родился в семье потомственного моряка и дочери художника-мариниста Ивана Айвазовского.

... Это произошло в 11 часов утра 24 октября 1916 года. Ньюпор-XXI (серийный № 1710) оторвался от земли и набрал высоту 2000 метров. Машина, управляемая Арцеуловым, послушно вошла в штопор после сваливания на крыло и, выполнив три витка, по воле лётчика перешла в крутое пикирование. В том же полёте Арцеулов повторил штопор, сделав уже 5 витков. Через несколько дней все инструкторы школы, изучив опыт Арцеулова, намеренно вводили и выводили самолёты из штопора, а в октябре штопор был введён в программу обучения истребительного отделения Качинской школы. Так грозный штопор был побеждён и стал фигурой высшего пилотажа.

















Вскоре русские военные лётчики - ученики Арцеулова - стали применять "штопор" и в воздушных боях. Попав под огонь зенитных орудий неприятеля, они преднамеренно вводили машину в "штопор". Обманутый противник, думая, что самолёт сбит, прекращал стрельбу. Тогда отважные авиаторы выводили машину из "штопора" и на бреющем полёте уходили из зоны обстрела. Трудно даже представить, сколько жизней лётчиков спас тогда своими рискованными полётами Константин Арцеулов...
Учился в Морском кадетском корпусе (1906 - 1908), затем работал на авиазаводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно учился в лётной школе и занимался планеризмом. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911-м получил диплом пилота-авиатора. В 1912-м - инструктор в Севастопольском аэроклубе.
Участник Первой мировой. В начале её служил в кавалерии, командовал взводом, прапорщик. В 1915-м сдал экзамен на военного лётчика. Затем служил в 18-м корпусном авиаотряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916-м лётчик 8-го истребительного авиаотряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. В том же году был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации.
Здесь 24 октября 1916-го Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно и ввёл самолёт в штопор и вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.
Он воевал, как уверяют, дерзко, самоотверженно. Находясь в действующей армии немногим более года, совершил свыше 210 боевых вылетов, провёл десятки воздушных схваток. Некоторые исследователи уверяют, что его имя должно стоять в одном ряду с именами таких российских лётчиков-асов Первой Мировой, как А. Казаков, Е. Крутень, В. Ткачёв...[
Часть источников, в том числе и Советская Военная Энциклопедия, указывают на 18 воздушных побед. У Арцеулова было 18 удачно проведённых боёв, в результате которых противник выдворялся за линию фронта, но ни одной формально подтверждённой победы не имелось]
Награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами, Святой Анны 4-й степени и тремя другими орденами.
Февральскую и Октябрьскую революции встретил в Крыму. В 1918-м, выполняя поручение солдатского комитета истребительного отделения, формировал на базе школы 1-й Красный социалистический авиационный отряд. При занятии Крыма Врангелем, как бывший офицер, не явившийся добровольно, был формально мобилизован Врангелем, фактически оставаясь на должности инструктора Качинской авиашколы, числившейся в резерве армии и фактически не действовавшей. Поддерживал отношения с большевистским подпольем. Когда в ноябре 1920-го Красная Армия подошла к Перекопу и начались бои на перешейке, общим собранием солдат был избран начальником лётной части школы, летал для связи с наступающими частями Красной Армии. С приездом командования был официально зачислен в ряды в РККА, оставшись на той же должности.
Арцеулов не любил вспоминать о своей службе у генерала Деникина в 1919 - 1920 годах, но исследователи всё же нашли документальные подтверждения того. Так что формальные основания для будущих репрессий вполне имелись.
В декабре 1920 года получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлетов (на Ходынке). Одним из его учеников был Валерий Чкалов. В 1923-м испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Поликарпова. Был пионером советского планеризма, в 1923 году получил диплом пилота-парителя (!) № 1. Разработал и построил 5 планёров собственной конструкции, среди них А-5. В составе советской команды участвовал в соревнованиях планеристов в Германии. В 1927-м переведён в гражданскую авиацию (Добролёт) для работ в области аэрофотосъёмки и ледовой разведки. Собственноручно провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны, участвовал в определении трассы будущего Турксиба.
В 1933-м был осуждён к высылке в Архангельск. Работал там мотористом на катере. К счастью для него, это произошло ещё столь рано. Наверное, именно потому и был реабилитирован в 1937-м. После значительного перерыва в лётном стаже на военную службу не вернулся.
Наверное, тоже к счастью для него. Занялся художественным творчеством. О лётчике Арцеулове забыли (возможно, думали, что погиб/умер). Зато появился Арцеулов-художник. Был членом Союза художников СССР. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника и молодёжи», где он был ведущим художником. Также иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики им. Фрунзе.

















В 1987-м режиссёр Юлий Файт снял документальный фильм «Дорога в облаках», посвящённый жизни и творчеству Арцеулова. В фильме представлены исторические документальные кадры, образ Арцеулова дополнен рассказами его друзей, соратников и родных. К 50-летию советского планеризма в честь его была выпущена памятная юбилейная медаль. В 1991-м в честь 100-летия со дня рождения была выпущена почтовая карточка СССР.


Tags: АВИАЦИЯ, Искусство, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments