kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Гений авиации

Лётные лики

Игорь Иванович СИКОРСКИЙ выдающийся отечественный и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ.
Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец», трансатлантического гидроплана-летающей лодки, серийного вертолёта одновинтовой схемы.
26 октября 1972 года, в Истоне, штат Коннктикут, скончался герой, изгнанник, гений авиации. Закончилась великая эпоха...
Игорь Сикорский родился 25.05.1889-го в Киеве, младшим ребёнком в семье медиков. С 1903 три года учился в Петербургском морском училище. В 1907-м поступил в Киевский политехнический институт, где с 1905-го существовала "Воздухоплавательная секция" механического кружка, организованная профессором Н. Артемьевым, учеником Н.Е. Жуковского. В 1908 году из секции выделился кружок, руководителем которого стал математик и энтузиаст воздухоплавания Н. Делоню Членом этого кружка и стал Сикорский.
В 1908 - 1911-х  построил свои первые два простейших вертолёта соосной схемы без автомата перекоса. Грузоподъёмность построенного в сентябре 1909-го аппарата достигала 9 пудов. Он был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре того же года. Ни один из построенных вертолётов не смог взлететь с пилотом, и Сикорский переключился на постройку самолётов. В январе 1910-го испытал аэросани собственной конструкции. В 1910-м поднял в воздух первый самолёт своей конструкции С-2. В 1911-м получил диплом лётчика.
В 1912-14-х создал самолёты «Гранд» ("Русский витязь"), «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. 27 марта 1912-го на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту - 111 км/ч, с пятью - 106 км/ч.
На протяжении двух лет аэропланы Сикорского завоёвывали главные призы на состязаниях военных самолётов. Особое внимание уделено улучшению аэродинамических характеристик - хвостовая ферма была заменена на удобообтекаемый фюзеляж. Модернизированный таким образом самолёт С-6а заслужил большую золотую медаль московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912-го. В 1915-м Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения - С-XVI для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолётов противника. Последующие конструкции Сикорского - истребители С-XVII, C-XVIII не были удачными и существовали лишь в опытных экземплярах.

Сикорский-сын: - Игорь Иванович уехал из России, потому что ему грозил расстрел, – говорит Сергей Игоревич. – В начале 1918 года один из его бывших сотрудников, работавший на большевиков, пришел к нему ночью домой, и сказал: «Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле». Это было время красного террора, когда расстреливали на месте, без суда. А Сикорский представлял для коммунистов двойную опасность: как друг царя и как очень популярный человек. Его знал весь Петроград, многие смотрели на него как на героя. Сам царь, Николай II приезжал на аэродром в Царское Село посмотреть, как летает молодой русский летчик.

Получив предупреждение об опасности, Игорь Иванович поехал в Мурманск. Оттуда, на маленьком английском пароходе, он отправился в Ливерпуль, затем в Париж. Французы очень хорошо его приняли и сразу предложили контракт. Речь шла о проектировании нового, еще более мощного, «Муромца». Почти весь год отец проработал над этим проектом. Но в ноябре 1918 года война кончилась, и французское правительство прекратило финансировать военные заказы. Отец прожил в Париже еще несколько месяцев. А потом, в начале 1919 года, эмигрировал в Америку.

18 февраля 1918 года Сикорский выехал из России сначала в Лондон, а потом в Париж. Там он предложил свои услуги французскому военному ведомству, которое дало ему заказ на постройку 5 бомбардировщиков. Однако после перемирия 11 ноября 1918-го заказ за ненужностью был аннулирован и на этом авиаконструкторская деятельность Сикорского во Франции прекратилась.

В марте 1919-го Сикорский эмигрировал в США, поселился в районе Нью-Йорка, первое время зарабатывая преподаванием математики. В 1923-м он основал авиафирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента. Начало его деятельности в США было весьма непростым. Так, известно, что выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии, занимая должность вице-президента. Чтобы спасти фирму Сикорского от разорения, Рахманинов прислал чек на $5000 (почти 90000$ в пересчёте на сегодня). В 1929-м, когда финансовое состояние фирмы улучшились, Сикорский вернул деньги Рахманинову с процентами.
До 1939-го Сикорский создал около 15 типов самолётов. В том числе была создана S-42 Clipper - транспортная летающая лодка, по техническому заданию компании Pan American. В 1935 году самолёты S-42 первыми проложили маршрут через Тихий океан с Западного побережья США на Филиппины, а в 1937 году S-42 открыл южно-тихоокеанскую трассу в Новую Зеландию.
Чуть позднее Сикорский создал новую амфибию S-43, которая должна была сменить на линиях старые S-38 и S-41. Производство S-43 закончилось на заводе Сикорского только в 1940 году. Всего собрали 53 самолёта. Последние амфибии этого типа летали еще в послевоенные годы. "Бэби клиппер" оставил след и в небе нашей страны. В феврале 1935-го в США прибыла делегация советских самолётостроителей во главе с А.Н. Туполевым. Она посетила ряд заводов, КБ и НИИ.
На фирме Сикорского нашим специалистам продемонстрировали стоявший на сборке опытный образец S-43. Переводчики не требовались - почти все инженеры и рабочие у Сикорского были русскими эмигрантами. Амфибия показалась интересной и, по возвращении, делегация благожелательно описала ее в своем отчёте. В результате в Москве решили купить "Бэби клипперы" в двух экземплярах для опытной эксплуатации на Крайнем Севере. Самолёты предназначались для Полярной авиации Главсевморпути.
С 1939-го Игорь Иванович перешёл на конструирование вертолётов одновинтовой схемы с автоматом перекоса, получивших широкое распространение. Сикорский стал - "Мистер Геликоптер". Первый экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300, созданный Сикорским в США, оторвался от земли 14 сентября 1939-го. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолёта, созданного ещё в июле 1909-го.

На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический - S-61 и Тихий - S-65 океаны (с дозаправкой в воздухе). Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей. Наиболее удачными из них признаны S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65. Последним вертолётом, построенным Сикорским до ухода на пенсию, стал S-58 (Н-34).

В эмиграции возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием. B 1963-м награждён высшей научной наградой Американского общества инженеров-механиков - медалью ASME.
Скончался Игорь Иванович в 1972 году в Истоне, штат Коннектикут. Похоронен на греко-католическом кладбище Святого Иоанна Крестителя в Стрэтфорде (Коннектикут).

Во имя Отца (Сикорского) и Сына (Туполева) и Святого духа (Жуковского), Аминь... (От винта!)

«Поэма о крыльях» - художественный фильм производства СССР 1979-го - это и о нём тоже. В России в его честь выпущены памятные монеты и медали. Нацбанк Украины в серии «Выдающиеся личности Украины» выпустил памятную монету. Его именем названы улица и площадь в Киеве и Санкт-Петербурге. Его имя носит Авиакосмический лицей Национального авиационного университета Украины,там же установлен памятник ему. Именем Сикорского назван дальний бомбардировщик Ту-160. Открыта мемориальная доска в церкви Святого Николая Чудотворца (Честер, Филадельфия).

Tags: АВИАЦИЯ, Творцы и творчество, история, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments