kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Category:

Вам - взлёт!

Забытая краса и гордость ГВФ СССР

15 ноября, 1957 год. Состоялся первый полёт межконтинентального турбовинтового пассажирского Ту-114; экипаж лётчика-испытателя А.П. Якимова.
На опытном образце был совершен перелёт советской делегации во главе с Хрущёвым в США уже в сентябре 1959-го. Ту-114 создавался на базе бомбардировщика Ту-95, из-за чего он не совсем вписывался в требования авиакомпаний. Но всё же с 24 апреля 1961-го Аэрофлот использовал его на дальних линиях, в том числе и зарубежных (в Гавану, Нью-Йорк, Дели, Пекин). Самолёт мог вместить 224 пассажира.
На Ту-114 установлено 32 мировых рекорда. Выпустили 31 серийный лайнер. В 1976-м его эксплуатация на линиях полностью прекратилась... Ещё бы послужил.


Ту-114 «Россия» (по кодификации НАТО: Cleat - «Зажим») - турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный в СССР в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95.
Производился в 1961 - 1965 годах на серийном заводе № 18 в Куйбышеве. Всего был построен 31 экземпляр серийных самолётов.

Первый демонстрационный полёт в Нью-Йорк на самолёте СССР-Л5611 выполнен в 1958-м. 19 мая 1959-го выполнен некоммерческий перелёт из Москвы (Внуково) в Хабаровск и обратно с пассажирами на борту, в основном, с авиаспециалистами. Первый регулярный рейс в Хабаровск выполнен 24 апреля 1961-го.
... Мне же довелось лететь в нём 21 мая 1969-го Шереметьево - Хабаровск.
Все наши ребята тогда летели вообще впервые. Подходишь по перрону к машине - шапка с головы упадёт, столь высок он казался... Мы сидели в хвосте. Очень быстро, как только жрачку получили, стали употреблять ("но у нас с собой было"), потом - спали - гуляли опять жрали и вснова и снова поддавали:-))) И там - до Хабары!
Первый перелёт из Москвы в Гавану с посадкой в Гвинее выполнен 10 июля 1962-го. Всего выполнено 4 рейса через Конакри, а затем правительство Гвинеи запретило под давлением США «посадку самолётов весом более 150 тонн». Ещё четыре рейса было выполнено с посадкой в Дакаре (Сенегал), после чего полёты были запрещены под предлогом «наличия на борту оружия». Ещё три рейса выполнили через Алжир, но и здесь под давлением США полёты запретили. Пришлось искать новую трассу, выполняя обязательство перед правительством Кубы о регулярном воздушном сообщении. Первый технический рейс с посадкой на дозаправку в Мурманске выполнен 22 декабря 1962-го. Первый рейс в Гавану по северному маршруту с пассажирами на борту, на самолёте Ту-114Д СССР-76480 выполнен 7 января 1963-го. С этого момента начались регулярные рейсы, с посадкой на дозаправку на военном аэродроме Оленегорск Мурманской области.
Впрочем, иногда сильный встречный ветер над Атлантикой вынуждал производить техническую посадку на дозаправку на… американской авиабазе в Нассау на Багамах. К чести американцев, всё проходило нормально, за керосин и обеспечение платил командир корабля наличными долларами и талонами фирмы «Shell». Иногда в кабине Ту-114Д находились штурманы бомбардировщиков Ту-95, во время перелётов над Атлантикой получавшие хорошую практику. Применялось и сопровождение Ту-114 боевыми Ту-95 до точки возврата.

Для полётов в Японию было переоборудовано два самолёта — салон поделили на 1-й класс и эконом, с общей вместимостью 105 пассажиров. Эксплуатация выполнялась совместно с японской авиакомпанией «Japan Airlines», в составе экипажа были в том числе и японские бортпроводники, а на самолёты была нанесена партнерская ливрея «Аэрофлот — JAL». Первый рейс выполнен 17 апреля 1967-го.
В последующие годы выполнялись внутренние рейсы из Домодедово в Алма-Ату, Ташкент, Новосибирск и Хабаровск.
В период своей лётной эксплуатации Ту-114 входили лишь в авиапарк авиакомпаний Аэрофлот и Japan Airlines. Кроме этого, Ту-114 также использовались для дальних перелётов высших должностных лиц СССР и различных государственных делегаций. Ту-114 совершал дальние демонстрационные и коммерческие полёты в пределах СССР, в США, Канаду, Индию, страны Африки.

Прекращение эксплуатации на гражданских авиалиниях Ту-114 произошло через десять лет после окончания серийного производства, в декабре 1976-го. 2 декабря 1976-го свой последний рейс по маршруту Домодедово - Хабаровск - Домодедово совершил борт СССР-76485 завершив таким образом историю пассажирской эксплуатации самолётов Ту-114. Большинство машин к этому времени налетали по 15000 часов, появились трещины в силовых панелях двигателей. Доработками и ремонтом решили не заниматься, так как к тому времени турбовинтовые машины уже морально устарели и нишу дальнемагистральных перевозок прочно занял гораздо более современный Ил-62. Списали самолёты к лету 1977-го, и тогда был порезан на металлолом сразу 21 самолёт.
Экземпляр Ту-114 СССР-76464 (заводской № 98413), стоявший на постаменте у въезда в аэропорт Домодедово c 1976 года, был уничтожен 2 августа 2006-го собственником аэропорта — компанией «Ист Лайн», при реконструкции аэропорта.
Экземпляр Ту-114 СССР-76470 находился на территории Внуковского авиаремонтного завода (400-й ВАРЗ) и выполнял функции учебного пункта ГО. Был распилен летом 2006-го при реконструкции аэропорта Внуково.
После этого несколько машин продолжали использоваться ВВС Советского Союза до начала 80-х годов.

Единственная катастрофа с самолётом Ту-114 (бортовой номер CCCP-76491) произошла 17 февраля 1966-го в Шереметьеве. Причина - принятие ошибочного решения произвести взлёт в плохих метеоусловиях ночью с ВПП, расчищенной от снега не на полную ширину.
Самолётов Ту-114, оставшихся в лётном состоянии, в настоящее время нет. Сохранилось три нелетающих экземпляра Ту-114.

Tags: АВИАЦИЯ, гражданские, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments