kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Александр Сергеевич МОСКАЛЁВ



Лётные лики




Александр Сергеевич МОСКАЛЁВ - советский авиаконструктор, профессор (1941), кандидат технических наук (1950), инженер-полковник.
Изобретатель,как кое-кто убеждает, первого в мире крыла стреловидной формы для реактивных истребителей, автор самолётов новых и экспериментальных схем.
Родился 16 ноября 1904-го. После окончания Ленинградского госуниверситета работал на заводе «Красный лётчик», где была построена его летающая лодка МУ-3.
С 1932-го - заместитель начальника ОКБ Воронежского авиационного завода.
Александр Сергеевич Москалёв принадлежит к числу конструкторов-энтузиастов, работавших без определенной финансовой и производственной базы.






В 1930 - 1945-х разработал свыше 35 проектов и построил 23 типа лёгких самолётов. На самолётах Москалева установлен ряд рекордов дальности и продолжительности полёта. Во время Великой Отечественной занимался проектированием и производством воздушно-десантной техники.




Автор 35 конструкций и модификаций летательных аппаратов, родоначальник стреловидной формы дельта-крыла, давшей резкий толчок развитию реактивной сверхзвуковой авиации.
Лёгкий транспортный CAM-5 (1931) - пятиместный пассажирский свободнонесущий моноплан с двигателем М-11 в 100 л.с., имел скорость 175 км/час. Конструкция - цельнометаллическая, отличалась чрезвычайной лёгкостью.
Экспериментальный САМ-9 "Стрела" (1937) по схеме намного опередил своё время. Это был первый в мире самолёт, наиболее пригодный для достижения очень больших скоростей, с крылом свехмалого удлинения и весьма высокой стреловидности (в мировой авиации такие показатели крыла самолёта появились только в 50-е).

САМ-14 (1938) - одномоторный пассажирский для местных авиационных линий.

САМ-13 - двухмоторный истребитель (1940).
САМ-25 (1943) - одномоторный многоцелевой, лёгкий связной и транспортный.
Во время войны Москалёв возглавляет ОКБ-31 Воронежского авиазавода. В эвакуации КБ занималось разработкой новых видов авиатехники для фронта, в частности, компонентов для первого реактивного истребителя БИ-1.
Создатель уникальных по своим лётно-техническим характеристикам самолётов. Часть оригинальных авиационных конструкций, созданных им, оставалась долгое время во многом непревзойденной. Производились, как правило, 1-2 экземпляра. Большинство машин не сохранились.
С 1948-го Москалёв находился на преподавательской работе в Ленинградской военно-инженерной академии им. Можайского. Награждён орденами Красной Звезды и «Знак Почёта», медалями. В 1979-м, в связи с 75-летием, награждён Золотой медалью имени академика Королёва.
Автор автобиографической повести «Голубая спираль».












Умер 3 января 1982 года и похоронен на Северном кладбище в Ленинграде.


Tags: АВИАЦИЯ, Творцы и творчество, военные, гражданские, история, эксперимент
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments