kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Страницы авиаистории

"Лётчик №1" Страны Советов

Валерий Павлович ЧКАЛОВ (20 января /2 февраля 1904-го - 15 декабря 1938-го) - советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза.
Испытал более 70 типов самолётов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа.

Вместе с Г.Ф. Байдуковым и А.В. Беляковым совершил перелёты Москва - о. Удд и первый беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Ванкувер (США).
15 декабря состоялся первый полёт И-180-1 Поликарпова, закончившийся катастрофой, в которой и погиб комбриг Чкалов, "назначенный" к тому времени "первым лётчиком" страны.
В итоге вскоре были расстреляны полтора десятка человек, включая директора авиазавода Усачёва. Они обвинялись во вредительстве и саботаже.
Ещё около 60 человек отправились по этапам в места, не столь отдалённые.
Хотя налицо была недисциплинированность самого Чкалова – по заданию у него были: взлёт, полёт по кругу, заход на посадку и посадка. Однако он нарушил задание (что до этого им практиковалось не один раз), пошёл на второй круг, хотя это категорически делать было нельзя (у мотора не закрывались шторки радиатора), масло застыло и двигатель стал.
... Во всех лётных училищах страны висел такой лозунг:
"Самолёт - величайшее творение разума рук человеческих! Он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, уважающих лётные законы!"
Николай Егорович ЖУКОВСКИЙ.

Точнее и не скажешь.

А тут... Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца года. Или - ко дню рождения Сталина... 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. 7 декабря машину вывезли на аэродром. 10 декабря Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто «глох». 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора.
13 декабря Поликарпов представил программу испытаний И-180: полётное задание предписывало совершить пробный полёт по кругу в течение 10 - 15 минут без уборки шасси; затем после тщательного осмотра всей машины осуществить ознакомительный полёт и 1 - 2 полёта по 30 - 60 минут; наконец полёт с убранным шасси до высоты 7000 метров.
Чкалов должен был совершить только первый полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика - С.П. Супруна.

По воспоминаниям, в этот день температура воздуха была около минус 25 °C. Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился. Уже при заходе на посадку двигатель остановился. Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.
Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.
Попросту – мы так его любили,
И для всех он был таким своим.
Будто все мы в личной дружбе были,
Пили, ели и летали с ним.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ о В.П. ЧКАЛОВЕ.
Tags: АВИАЦИЯ, безопасность, друзья-товарищи, история, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments