kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Categories:

Ас истребительной авиации Первой мировой

Лётные лики
Евграф Николаевич КРУТЕНЬ - российский военный лётчик, ас истребительной авиации Первой мировой, капитан.
Один из основоположников тактики российской истребительной авиации.
Родился в Киеве 17 декабря/5 декабря 1890-го в семье кадрового офицера, дослужившегося позже до полковника. Дворянин.
Окончил Владимирский Киевский кадетский корпус в 1908-м и Константиновское артиллерийское училище в 1911-м, по окончании которого получил звание подпоручика и назначение в 4-ю конно-артиллерийскую батарею. В апреле 1912-го переведён во вторую батарею второго конно-горного артиллерийского дивизиона. Поручик (31.08.1913). Увлекшись авиацией, Крутень засыпал начальство рапортами с просьбой о переводе из артиллерии в новый род войск. В конце концов, в августе 1913-го Евграф был направлен для подготовки в качестве летнаба в 3-ю Киевскую авиационную роту. К новому месту службы он прибыл в тот самый день (7 сентября 1913-го), когда Пётр Нестеров проделывал свою "мёртвую петлю".
Сам же он "мёртвую петлю" впервые выполнил на тяжёлом двухместном Фармане. 27 октября Крутень прибыл в 21-й авиаотряд действующей армии. На Вуазене летал на разведку и бомбардировку германских военных объектов, совершал рейды в глубокий тыл противника. Одним из первых освоил ночные полёты и корректировку артогня с помощью бортовой радиостанции.
В мае 1915-го получил звание штабс-капитана и должность командира авиаотряда. Выступил инициатором создания первых в российской авиации отрядов истребителей. Весной 1916-го Управление Военно-Воздущного флота издало приказ о формировании двух таких отрядов. Командиром 2-го назначили самого Крутеня. 1 августа подбитый им "Альбатрос" упал в расположении русских войск. Пилота и летнаба взяли в плен.

Ньюпор Евграфа Крутеня, на котором он летал весной 1917 года.
На принадлежавшем командиру авиагруппы «Ньюпоре-XXIII» был изображён профиль легендарного богатыря Ильи Муромца.

В декабре 1916-го Крутень в группе российских лётчиков истребителей отбыл на стажировку во Францию. В искусстве пилотажа не уступал своим инструкторам. Вскоре он и поручики Орлов и Свешников были зачислены в знаменитую 3-ю эскадрилью "Аисты", лучшую на Западном фронте.
Не сбивал Крутень во Франции никаких "бошей", а Военный крест получил за храбрость при бомбардировке противником аэродрома, если конкретно, - принял самое деятельное участие в спасении самолётов эскадрильи из загоревшегося ангара.
В 1917 году в России опубликовал брошюры "Воздушный бой", "Тип аппарата истребителя" и "О чем думалось во Франции".
19 апреля 1917-го Крутень в чине капитана принял командование боевой авиагруппой Юго-Западного фронта. Вскоре одержал очередную победу, сбив австрийский разведчик Ганза-Бранденбург. 24 мая - ещё один. Через два дня сбил 2 Фоккера в одном бою. Но бой проходил над вражеской территорией, и победы не получили официального подтверждения.

Крупень у свой последней жертвы австрийского разведчика Ханза-Бранденбург № 64.55

Как и в отношении многих других российских лётчиков Первой мировой, относительно числа побед Крутеня имеются значительные разногласия. Порой указывается, что он одержал 15, 17 или даже 20 побед в воздушных боях. Но эти данные не подтверждаются документально. Достоверными можно считать вроде как 5 или 7 (?) подтверждённых личных побед.
По некоторым данным побед было всего шесть: одна предположительная в 1915 году, две действительные в 1916-м и три, из которых одна предположительная, - в 1917-м. Среди сбитых противников никаких истребителей не было, только двухместные линейные машины, они все сели или упали в нашем расположении и про них известно всё, вплоть до серийных номеров и состава экипажей.


6 июня 1917-го, возвращаясь на поврежденной машине из второго за день боевого вылета, Евграф Крутень разбился при заходе на посадку. В тот день, защищая разведчик Вуазен от атак трёх австрийских истребителей, лётчик сбил свой последний Фоккер. По иным данным, совершая посадку без горючего на аэродром у деревни Плотычи возле Тарнополя, Крутень на своём Ньюпор-23 (или всё же 17, 21? Тут единства нет)  сделал разворот на небольшой высоте и, потеряв скорость, разбился...
В память о лётчике была выбита специальная медаль, а 2-я истребительная авиагруппа с тех пор именовалась "авиагруппой имени Крутеня".

Похоронен на Лукьяновском кладбище Киева, рядом с могилой П. Нестерова. Бюст ему установлен в Воронеже.
Был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени, французским "Военным крестом", иными российскими орденами.
Tags: АВИАЦИЯ, военные, история, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments