?

Log in

No account? Create an account

Солнце поднимается на Востоке

Волжские страдания

Previous Entry Share Next Entry
Создатель крылатых судов и кораблей
коты растут
kot_or_osl
Лётные лики
Ростислав Евгеньевич АЛЕКСЕЕВ -  советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Лауреат Ленинской (1962) и Сталинской (1951) премий.
Родился 18 декабря 1916-го в Новозыбкове Черниговской губернии (ныне Брянской области), в семье учительницы и агронома. В 1933-м семья переезжает в Горький. В 1935 поступил в местный Индустриальный институт (ныне Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева) на кораблестроительный факультет (ныне факультет Морской и авиационной техники).
1 октября 1941-го защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях»; госкомиссией Алексееву было присвоено звание инженера-кораблестроителя. После защиты молодой инженер был направлен на «Красное Сормово», где в 1941 - 1943-х работал в должности контрольного мастера выпуска танков.
В 1942-м принимается решение о выделении ему помещения и людей для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях. В идею Алексеева поверило управление кораблестроения ВМФ, и ему были выделены средства. Катера Алексеева не успели принять участия в боевых действиях, но созданные им модели убеждали в возможности успешной реализации идеи.

В 1951-м Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии. Коллектив начинает работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957-го Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, приведя корабль в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого момента в мире началось скоростное судостроение.


Катера «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход» - ежегодно новый проект и каждый - лучший. В 1961-м десять сотрудников во главе с Алексеевым получают Ленинскую премию за создание нового транспортного средства.

В 1962-м в ЦКБ началась работа по созданию экспериментального экраноплана (корабля-макета) КМ (Каспийский монстр) для ВМФ, а в 1964 году - над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй - до высоты 7500 м. 22 июня 1966-го экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду. Экраноплан КМ имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрiя» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.
В начале 1970-х годов ЦКБ по СПК был дан заказ на постройку транспортно-десантного экранолёта «Орлёнок». 3 ноября 1979 года первый в мире десантный корабль-экранолёт был принят как боевая единица в состав ВМФ. Он получил штатный номер МДЭ-160 (малый десантный экраноплан). «Орлёнок» предназначался для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, он взлетал при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400 - 500 км/час. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществляется через откидывающуюся вправо носовую часть. Аппарат способен был принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан мог свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения, перелетев над ними.
14 января 1980-го находясь на испытаниях модели нового пассажирского экранолета (который должен был быть завершен к Московской Олимпиаде-80) Алексеев получил травмы. Это произошло при спуске модели на воду. 17 января 1980 года Алексеев был госпитализирован и после двух операций скончался 9 февраля 1980 года.

Увы, увы... Парящие над волнами корабли Алексеева так и не вышли за пределы Каспия. Испытания КМ проходили на Каспии в течение 15 лет, до 1980-го. В 1980-м из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию, жертв не было. После чего операций по восстановлению или постройке нового экземпляра КМ не проводилось.
Четыре изготовленных «Орлёнка» до 2007-го находились (в разной степени разукомплектованности) на базе ВМФ в Каспийске. В июне 2007-го наиболее уцелевший экземпляр был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.
"Лунь" - ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 разработан в ЦКБ по СПК им. Алексеева уже после смерти конструктора. После успешного окончания государственных испытаний «Лунь» был в 1990-м передан в опытную эксплуатацию... Давно не эксплуатируется, базируется в Каспийске. Второй корабль также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании ВПК. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 95 % степени готовности судна.
В 2011-м появилась информация о том, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а единственный оставшийся в составе ВМФ потомок «Каспийского монстра» - "Лунь" - будет утилизирован в ближайшие месяцы.
Как сообщал тогда высокопоставленный представитель Минобороны: «В гособоронзаказе финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие... Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий».

... Но всё же, всё же, всё же: 27 сентября 2016-го новый экраноплан "Спасатель" (проект 903) впервые выкатили из цеха судостроительного завода "Волга" (Нижний-Новгород, Красное Сормово).
Возрождение? Не знаю, не уверен.
Похоронен Алексеев на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода. В Сормове установлен памятник Ростиславу Евгеньевичу.