kot_or_osl (kot_or_osl) wrote,
kot_or_osl
kot_or_osl

Страницы авиаистории

Лётные лики

Умберто Нобиле (Umberto Nobile) - итальянский дирижаблестроитель, исследователь Арктики, путешественник, генерал.
Родился 21 января 1885-го, в г. Лауро (провинция Авеллино), Королевство Италия - в многодетной семье.
Окончил инженерно-математический факультет Неаполитанского университета, в котором изучал электротехнику и инженерное дело. С 1906-го начал работать на итальянских железных дорогах, где занимался электрификацией железнодорожного оборудования.
В 1911-м по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме. Когда в 1915-м Италия вступила в Первую мировую, 29-летний Нобиле несколько раз пытался поступить на службу в армию, но ему было отказано по состоянию здоровья. Во время войны Нобиле работал над конструированием дирижаблей. После войны Нобиле служил офицером-инженером на государственном авиазаводе в Риме, принимал участие в производстве различных типов авиатехники и дирижаблей.
В июле 1918-го Нобиле вместе с приятелями-инженерами основали компанию по производству дирижаблей. В это время Нобиле преподавал в университете Неаполя и написал книгу Elementi di Aerodinamica (Элементы аэродинамики). Нобиле пришёл к убеждению, что полужёсткие дирижабли среднего размера превосходят жёсткие и мягкие дирижабли.

Первым проектом компании был дирижабль T-34 (1919), который был продан итальянской, а затем американской армии. В 1922-м Нобиле уехал в США, где работал консультантом Goodyear. В 1923-м он вернулся в Италию и начал постройку нового дирижабля -  N-1.
В 1926-м Нобиле участвовал в экспедиции на Северный полюс вместе с Руалем Амундсеном и американским миллионером Линкольном Эллсвортом. После серии испытательных полётов N-1 в марте 1926 года был передан экспедиции и 29 марта переименован в Norge (Норвегия).
На то время это был самый совершенный воздушный корабль полужёсткой системы. Корпус приобрёл более обтекаемую форму, все выступающие наружу детали корабля стали более обтекаемой формы, что давало меньший коэффициент лобового сопротивления, чем у предшественника Т-34. В длинной застеклённой гондоле под килем могли расположиться 20 пассажиров. В трёх моторных гондолах были установлены три двигателя «Майбах» мощностью по 250 л. с. 10 апреля под командованием Нобиле дирижабль вылетел из Рима в Пулхэм (Англия), затем в Осло и, сделав дополнительные остановки в Ленинграде и Вадсё (северная Норвегия), отправился на Шпицберген, куда прибыл 7 мая. Оттуда 11 мая дирижабль стартовал к Северному полюсу и достиг его 12 мая. Экипаж провел над полюсом 2,5 часа, обследовал акваторию с воздуха, а затем направился на Аляску, где и приземлился два дня спустя. Там он был разобран и на транспортном судне доставлен обратно в Италию.
9 мая участники экспедиции узнали, что американцы Ричард Бэрд и Флойд Беннет опередили их, достигнув Северного полюса на самолёте. Однако впоследствии достижение Бэрда и Беннета подвергалось сомнению, споры о том, достигли они полюса или только приблизились к нему, продолжались вплоть до середины 1990-х, когда в их отчёте были обнаружены фальсификации, что решало вопрос не в их пользу.
После полёта между Амундсеном и Нобиле возник конфликт из-за того, кому принадлежит честь достижения Северного полюса - конструктору и пилоту дирижабля Нобиле, или Амундсену, как начальнику экспедиции. Этот конфликт был усилен фашистской пропагандой, которая прославляла Нобиле и оттолкнула Амундсена и норвежцев. Бенито Муссолини произвёл Умберто в генералы и почётные члены правящей фашистской партии, Нобиле стал итальянским национальным героем.

Нобиле начал готовиться к новому полёту в Арктику почти сразу после возвращения. Был построен дирижабль «Италия», конструкция которого в общих чертах повторяла «Норвегию». Кроме Нобиле в экипаж дирижабля вошли пятнадцать итальянцев, чешский физик Бегоунек и шведский метеоролог Мальмгрен. Перед началом экспедиции Нобиле и его спутников принял в Ватикане Папа римский Пий XI.
15 апреля 1928-го экспедиция отправилась из Милана и прибыла на Шпицберген 8 мая, задержавшись из-за мелких поломок. Из-за плохих метеоусловий Нобиле был вынужден дважды возвращаться на базу, а в полночь с 23 на 24 мая дирижабль достиг полюса.
Обратный путь тоже проходил в тяжёлых погодных условиях при сильном встречном ветре. Дирижабль обледенел, в какой-то момент начал резко снижаться и упал на лёд. Катастрофа произошла 25 мая. Сначала о лёд ударилась моторная гондола, и находившийся в ней моторист погиб, затем девять аэронавтов, в том числе Нобиле, были выброшены из разбитой рубки управления. Оставшихся в дирижабле унесло в неизвестном направлении, место их гибели так и не было установлено. При аварии Нобиле сломал запястье и голень. Экипажу удалось спасти часть запасов и оборудования, включая еду, радиопередатчик и палатку, которую затем покрасили в красный цвет для облегчения поиска с воздуха (помните наш фильм "Красная палатка"?). Через несколько дней после падения лагерь покинула группа из трёх человек, которые решили добраться до Шпицбергена пешком. Двое из них в результате были спасены, третий, Мальмгрен, погиб в пути.
Для спасения Нобиле были организованы экспедиции в Италии, Норвегии, Советском Союзе и других странах. Первым, кто услышал сигнал бедствия, который передавал оказавшийся среди уцелевших участников экспедиции радист "Италии", был радиолюбитель Шмидт из архангельского села Вознесенье-Вохма. Амундсен на самолёте с французским экипажем 18 июня вылетел из норвежского Тромсё. Последний сеанс связи с Амундсеном состоялся через 2:45 после вылета, затем его самолёт потерпел катастрофу где-то в Баренцевом море. 23 июня на льдине, где находился лагерь, сумел приземлиться лётчик шведских ВВС Эйнар Лундборг. На самолёте было только одно пассажирское место. Нобиле настаивал, чтобы первым был эвакуирован механик Чечоне, у которого была сломана нога, но Лундборг отказался взять на борт кого-то из людей, кроме Нобиле, предположительно, по приказу своего командования.

Нобиле вместе со своей неразлучной собакой Тетино покинул льдину на самолёте и на следующий день был доставлен на итальянское судно для руководства операцией по спасению остальных участников своей экспедиции. Все остальные выжившие члены экипажа «Италии» были спасены советским ледоколом «Красин» 12 июля.
После возвращения в Италию Нобиле встретили восторженные толпы итальянцев. Однако итальянская и зарубежная пресса начала обвинять его в крушении и в том, что он оставил свой экипаж, улетев первым. К этому добавились непростые отношения Нобиле с некоторыми влиятельными фашистами.
В 1931-м Нобиле уехал в СССР, где 5 лет работал над созданием дирижаблей в поселке Дирижаблестрой (Долгопрудный).
В 1936-м он вернулся в Италию, где продолжал преподавать, но в 1939-м уехал в США. После поражения фашизма итальянские ВВС сняли с Нобиле все обвинения, и он был восстановлен в чине генерал-майора. Нобиле продолжал преподавать в университете Неаполя. В 1946 году баллотировался в Учредительное собрание как независимый кандидат по спискам Итальянской компартии. Умер в Риме в 1978 году в возрасте 93 лет.
Tags: АВИАЦИЯ, СеверА, Творцы и творчество, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments